Поиск по блогу

пятница, 19 июня 2009 г.

Евгений Ю. Додолев: Media в агонии

О ситуации на рынке СМИ мы беседуем с медиа-менеджером Евгением ДОДОЛЕВЫМ, который на днях выступил с рядом мрачных прогнозов в западных газетах.

– В конце прошлого года вы предрекали коллапс нашей с вами отрасли к майским праздникам. Но невзирая на трудности, медиа-индустрия выживает…

– Ну, на самом деле я прогнозировал крах крупнейших издательских домов, а не отрасли в целом. Которая, кстати, подобна сейчас курице с отрубленной головой: газеты и журналы выходят, но судьба их предрешена, кровь фонтанирует, и к началу 2010 года половина журналистов и треть типографских работников будут безработными.

– Отрасль будет обескровлена? Летних увольнений не избежать? Пессимистично…

– Но закономерно! Рекламные поступления в печатные СМИ по итогам первого квартала упали на 42% согласно совместным выводам экспертов «Ассоциации коммуникационных агентств России» (АКАР) и «Гильдии издателей периодической печати» (ГИПП).

– С 12 миллиардов рублей в первом квартале прошлого года до 7 с небольшим в первом квартале нынешнего года. Это катастрофа?

– Это среднеотраслевой показателей. И катастрофа для тех, кто и ранее балансировал на границе оперативной рентабельности, а теперь лишен спасительного ресурса «рубки костов» (сокращения расходов. – Ред. «МП»). Кроме того, считаю важным акцентировать: не все пострадали пропорционально. Рекламных поступлений в незатейливый проект «Из рук в руки» стало меньше на 110 миллионов (то есть минус 15%), а вот в державной «Российской газете» – на 85 (минус 54%). По данным «Слона» (сайт www.slon.ru. – Ред. «МП»), коммерсантовские «Деньги» потеряли за пять «кризисных» месяцев около 36 миллионов, т.е. собрали 178 вместо 208. Речь о минусе в 17%. По их нишевому соседу «Эксперту» соответственно минус 12% (215 с половиной миллионов вместо 245 с половиной же). А вот «Профиль» и «Компания» в прошлом, например, месяце упали на 75% (по сравнению с маем 2008 года)! С другой стороны, «Русский Newsweek», по данным того же «Слона», поднялся на 6%. В контексте кризиса кадровая политика и менеджмент влияют на бизнес-составляющую медиа значительнее нежели в «мирное время». Короче, 42 – это «средняя температура по больнице». Ряд издательских концернов сумел извлечь из ситуации выгоду.

– Евгений Юрьевич, уточните тезис, пожалуйста.

– Многим магнатам представилась возможность резко сократить расходы. И это было встречено работниками пера и фотошопа с пониманием. В любом случае, для страны с такой экономикой и с такой армией у нас слишком много глянца.

Выпуск многих глянцевых проектов приостановлен полностью (Viva, Gloria, другие) или частично (Elle Girl после сдачи строенного выпуска ушли в отпуск «за свой счет» на все лето).

– Не только глянцевых. Накрыло всех. Даже априори беспроигрышные бортовые журналы не выдержали спада: авиакомпания S7 (экс-«Сибирь») остановила выпуск журнала для пассажиров бизнес-класса (в ИД СПН, выпускающем для «Сибири» линейку изданий, рабочую неделю сократили до четырех дней, уменьшив зарплаты на 20%). ИД Gameland четыре автомобильных издания «синтезировал» в два; менеджмент урезали человек на сто; весной кастрировали свою издательскую когорту, хотя не так давно ими «съеден» был основной отраслевой противник – Mediasign; тоже перешли на четырехдневную рабочую неделю, зарплаты соответственно уменьшились на одну пятую. Да и в нише тех же еженедельных деловых журналов стало просторнее: ИД «Коммерсант» переформатировал «Секрет фирмы» в ежемесячный формат, а Independent Media закрыли Smart Money.

В прощальном редакционном письме Smart Money отмечено, что за первые четыре месяца 2009 года рекламные сборы составили всего 20 миллионов рублей…

– …А для безубыточного цикла нужно вдвое больше. Это правда. Естественно, рекламодатель перебросит бюджеты в конкурентные издания, а затем, после санации еще нескольких журналов, выжившие наконец смогут сбалансировать свою деятельность. Но на самом деле мы вряд ли станем свидетелями естественного отбора. Многие медиа-структуры и создавались-то не как бизнес, и ныне функционируют за счет дотаций. Я могу привести пример делового еженедельника, который за те же четыре месяца собрал вдвое меньше, чем Smart Money, но владельцы не намерены закрывать проект.

– Почему?

– Ну, во-первых, может быть, в надежде на то, что конкуренты сойдут с дистанции раньше. Во вторых, возможно, из соображений престижа. Может быть, какие-нибудь кремлевские игры. Вряд ли Алишер Усманов приобрел «Огонек» для своего ИД «Коммерсант» из альтруистических соображений. Очевидно было пожелание партии и правительства…

– …Спасти старейший национальный бренд?

– Да нет, вряд ли. Главный редактор «Огонька» Лошак на очень хорошем счету у Медведева, их жены дружат. Я не знаком с Виктором Григорьевичем, но по всей видимости его обаяние обратно пропорционально его профессионализму. К нему реально замечательно относятся те, кто знаком с ним лично. И от очень многих, бесспорно авторитетных медийщиков, я слышал очень теплые и – что немаловажно – искренние слова человеческого восхищения в его адрес.

– От кого?

– Действительно от многих. От Владимира Григорьева, Павла Гусева, некоторых ТВ-звезд…

– Возможно, что в контексте ИД «Коммерсант» старинный отечественный еженедельник станет наконец рентабельным?

– С Лошаком в качестве главреда? Исключено. Если бы за ребрендинг взялся бы, скажем, его соратник по «Московским новостям», Ъ-ветеран Андрей Васильев, какие-то шансы у «Огонька» были бы. Хотя, по-моему, эксперименты последней декады (или даже последних лет пятнадцати) выработали у рекламодателя стойкую идиосинкразию к детищу Виталия Воротила, сделавшего этот журнал 20 лет назад хитом. Тем более, что Лошак работает с прежней командой (за вычетом «козырного» Димы Быкова). Уместным считаю процитировать блог Васи Гатова, моего старинного приятеля, с которым работал в «МК» четверть века назад: «Советский, а позднее – российский – журналист и редактор в своем большинстве был и остается сугубо беспринципным халтурщиком, обученным складывать слова в понятные предложения. Тут должен был бы быть гневный критический и самокритический пассаж о свободе слова, праве на свободный доступ к информации и социальной ответственности массовой информации, но его не будет. Понимание и борьба за эти права и свободы, которые не редки в нашем сообществе, не исключает того, что журналисты и редакторы лишены малейшего стимула к качеству производимого продукта. Глубоко оппозиционные и правозащитные тексты тоже должны быть качественными, равно как и вылизывание заднего прохода власти или лобовая пропаганда – это фундаментальное свойство, которое ушло (если оно когда-либо и было) из массовой журналистской профессии в России. Как результат – успешные попытки сформировать масштабные продукты с качественным контентом, а уж тем более – создать content engines – редки и удивительны. Фактически и назвать-то нечего – за исключением «Коммерсанта», «Ведомостей» и РИА-Новостей. Причем последнее только частично, в части новостной ленты и некоторых дополнительных сервисов – опиниональная зона РИА-Новостей в части политики просто катастрофична, в части социальной информации – отсутствует, в части международной – тоже не блещет ни качеством, ни пониманием того, что это такое Качество продукта формируется задачами системы, но не системой создания продукта. Если продукт не соответствует задачам – надо не снижать планку задачи до исполнимого (на данном оборудовании, с данными людьми и в указанное время) уровня, а совершенствовать систему – как на уровне исполнителей, так и на уровне процессов. Традиционно русское "ну, кошечка, ну еще сто грамм" – это просто отражение общей халтурности, нетщательности и неориентированности на результат. Российский редактор будет до последнего мучатся с имеющимися в его распоряжении бездарностями и халтурщиками, понижать уровень требований – чем просто выставит их на улицу, выставит новую планку качества и создаст продукт заново. Опять же – есть исключения, но они только подтверждают правило. Кстати, Светлана Миронюк в РИА-Новостях смогла избавиться от старого АПН-вского балласта, только полностью изменив идею – осознав роль content engine, перестроив ландшафт производства (создав newsroom) и подойдя к результату работы как к полноценной группе продуктов (т.е. ценой отказа от чисто агентского мышления)”.

– Резюмирую: профессионалы «прорвутся».

– Не разделяю вашей бодрости и оптимизма.

Алина ВАЛЯЕВА.

Горячая московская декада

Сегодня начинает свою работу 31-й Московский международный кинофестиваль. Фильмом открытия станет новая картина Павла Лунгина "Царь" (на фото – кадр из фильма). Режиссер возглавит международное жюри.

В основном конкурсе будет показано шестнадцать фильмов. Среди представленных картин работы Киры Муратовой, трех отечественных режиссеров Николая Досталя ("Петя по дороге в Царствие небесное"), Александра Прошкина ("Чудо") и Карена Шахназарова ("Палата №6"). Имена других режиссеров конкурсных лент практически неизвестны российским зрителям. Не секрет, что ММКФ не может конкурировать с Каннами, Венецией и Берлином в получении картин знаменитых мастеров. Но наш фестиваль умеет открывать новые кинематографические имена. Когда-то Ким Ки-Дук был мало кому известным режиссером. Его мировая слава началась в Москве. Московский кинофестиваль открыл и сверхпопулярного ныне китайского режиссера Вана Чуананя. Так что зрители вправе ожидать встреч с фильмами будущих знаменитостей.

Интересной обещает быть вторая конкурсная программа – "Перспективы", куда вошло четырнадцать картин. Среди них есть как фильмы, заслуживающие внимания, так и весьма курьезные работы. Скажем, картина "Первый отряд" сделана в технике японского анимэ по образу и подобию советских военных фильмов. Или немецкая лента "Дама с собачкой", представляющая собой по сути фотофильм с закадровым чеховским текстом, причем действие происходит в наши дни. Или турецкая картина, рассказывающая о жителях одной из деревень, решивших отправить в космос минарет.

Традиционно сильная на фестивале внеконкурсная программа. В именных ретроспективах будут шоковые и эпатажные ленты итальянца Марко Феррери ("Дилинжер мертв", "Большая жратва") и поляка Ежи Сколимовского, приезд которого пока остается под вопросом. Вообще-то визиты звездных гостей всегда оставались главной интригой Московского кинофорума. Как показывает мировой опыт, пока именитый гость не сошел с трапа самолета в том городе, где происходит фестиваль, никто не может поручиться за его присутствие на нем. Хотя вскользь пообещали прибытие знаменитой немецкой актрисы Ханны Шигулы. Фрау Ханна неоднократно бывала и в СССР, и в новой России. Снималась в Суздале в американском фильме "Петр Великий". А еще она была членом жюри того самого легендарного XV ММКФ, когда летом 1987 года в нашу столицу пожаловал цвет мирового кино: Федерико Феллини, Джульетта Мазина, Милош Форман, Антонио Гадес, Ванесса Редгрейв, Роберт Де Ниро, Настасья Кински, Жерар Депардье, Марчелло Мастроянни, Джузеппе Де Сантис и другие суперзвезды. Гостями Московского кинофестиваля были даже Мать Тереза и нобелевский лауреат, писатель Габриэль Гарсиа Маркес.

В фестивальной суматохе, уверен, не пройдет незамеченным день памяти Олега Янковского, сыгравшего в лунгинском "Царе" свою последнюю кинороль. Завершится фестиваль 28 июня показом фильма Майкла Манна "Джонни Д" с Джонни Деппом в роли легендарного грабителя банков. А пока нас ждет десять фестивальных дней, рабочих и праздничных одновременно, насыщенных кинооткрытиями и интереснейшими встречами.

Владимир ВАХРАМОВ.

Послесловие к 62-му Каннскому

Мне привиделось нечто символическое в том, что на церемонии закрытия Каннского кинофестиваля впервые отсутствовал Жиль Жакоб, некогда директор программ (генеральный делегат), а ныне президент этого главного киносмотра планеты. Перед началом фестиваля Жакоб обратился с Посланием к кинематографистам и зрителям, в котором поделился своим видением нынешнего «безвременья» в искусстве экрана, когда одна эпоха уже закончилась, а другая еще не началась. Почти одновременная смерть Бергмана и Антониони, постепенный уход с массовых экранов работ любимых и почитаемых лауреатов Канн, вплоть до «особого» приза на нынешнем фестивале одному из последних патриархов (так и хочется написать – могикан) Алену Ренэ (а ведь есть еще недавно отметивший свое столетие Мануэль де Оливейра) – все свидетельствует о закате богов без появления новых (если не считать таковыми звезд шоу-бизнеса).

Жакоб осторожен в своих прогнозах, но он продолжает отстаивать интересы кино как искусства в первую очередь в противовес «чистой» коммерции. Но любимое «синефилами» (или, как их называют у нас, «киноманами») искусство оставило на фестивале ощущение перенасыщенности. В свое время на рубеже 50-60-х гг. в конкурсе Канн сошлись две работы признанных гениев – Бергмана и Бунюэля, соответственно «Девичий источник» и «Юная девушка». Присудив каждому лишь «специальное упоминание», жюри обратилось к отборщикам с просьбой больше не включать в конкурс работы «великих», чтобы не лишать само соревнование смысла.

Конкурс нынешнего фестиваля, да и вся его официальная программа, как уже неоднократно отмечалось, сплошь состоял из произведений нынешних «великих». Из более чем 50 фильмов оказалось лишь 6 дебютов, и ни о каком отражении реальных процессов к в кино уже не могло быть речи. Междусобойчик гениев, естественно, отразился и в распределении призов. Председательница Жюри Изабель Юппер вручила «Золотую пальмовую ветвь» австрийцу Михаэлю Ханеке за действительно выдающуюся черно-белую притчу «Белая лента». Как тут не вспомнить: приз за лучшее исполнение роли на той же сцене она получила за тоже выдающуюся главну роль в фильме «Пианистка»… того же Ханеке.

Жюри не рискнуло наградить двух главных возмутителей спокойствия нынешней Круазет Ларса фон Триера («Антихрист») и Квентина Тарантино (комикс-вестерн на материале Второй мировой войны «Безславные ублядки» - в оригинале слова написаны с орфографическими ошибками, которые отечественные критики почему-то не воспроизводят). Как некогда Бергману и Бунюэлю, им пришлось довольствоваться актерскими призами – австрийцу Кристофе Вальцу (или, на американский лад, Уолцу) у второго и Шарлотте Гейсбур – у первого. И вот опять – Шарлота благодарит папу с мамой. Если у Сержа не было с Канном особых отношений, то у мамы – Джейн Биркин – их было предостаточно – она своя, как и все здесь – свои.

На ум приходит даже крамольная мысль о вырождении каннского киносообщества в результате почти аристократического промискуитета гениев между собой. На нынешнем фестивале, более чем когда-либо ранее, стало очевидно, что «эпоха Жакоба» неумолимо сходит со сцены. Хотя его отсутствие на финальной церемонии объяснялось не склонностью к театральным эффектам, а, по свидетельству очевидцев, легкой бытовой (автомобильной) травмой.

Кирилл РАЗЛОГОВ – из Канн специально для "МП".

скандалы

Поместье на продажу

Принадлежавшая шведскому режиссеру Ингмару Бергману недвижимость на острове Фаро, где он провел последние годы своей жизни, выставляется в Лондоне на аукцион. Цена поместья не указана, поскольку семья Бергмана хочет передать владение в хорошие руки, а прибыль, полученная от продажи, им не так важна.

Напомним, что знаменитый режиссер скончался в июле 2007 года и был похоронен на острове Фаро, где провел почти сорок лет своей жизни.

За что наградили?

Майкл Шин («Законы привлекательности», «Королева», «Фрост против Никсона») предстал перед лицом Ее Величества королевы Великобритании Елизаветы II на специальной церемонии в Букингемском дворце. 40-летний актер, сыгравший в «Королеве» бывшего британского премьер-министра Тони Блэра, получил от королевы Орден Британской империи.

Я чрезвычайно польщен и благодарен, хотя так и не понял, за что мне оказана такая высокая честь, - сказал актер в благодарственной речи.

На церемонии Шина сопровождала Лили, его дочь от актрисы Кейт Бекинсейл.

Фильм посвятил дедушке

Джонни Депп посвятил свой новый фильм «Джонни Д.», рассказывающий о жизни знаменитого грабителя банков Джонни Диллинджера, своему дедушке, который нарушал закон во время Великой депрессии в США.

В интервью американскому журналу Депп сообщил:

Этим фильмом я отдаю должное своему деду. Во времена Великой депрессии он продавал самогон, и по характеру он был очень похож на Диллинджера, каким я его себе представляю.

Дискотеки для саранчи

Саранча – это настоящее бедствие в Неваде, настырные насекомые бесцеремонно вторгаются в жизнь человека.

Вы можете проснуться утром, а у вас на лбу сидит саранча и смотрит на вас, - пожаловался один из местных земледельцев.

Люди активно пытались бороться с беспощадным нашествием, используя яд и другие методы. Но после того как один житель Тускароры в 2006 году прочитал о женщине, которая в 30-х годах прошлого века сумела отогнать от своего поля стаю саранчи, используя большой китайских гонг, он решил последовать ее примеру. Каждый вечер он включал в автомобилях громкую музыку, которая мешала саранче спать, и это дало результат. Песни его любимых групп Led Zeppelin и Rolling Stones вынудили насекомых уйти с его полей в более тихое место. С тех пор многие фермеры стали устраивать ночные дискотеки для саранчи.

Старая кошелка Мадонна

Бывшая подружка нового любовника Мадонны, бразильца Хесуса Луза, назвала 50-летнюю поп-звезду «старой кошелкой». Катарина Франка считает, что Мадонна поступила аморально, заведя роман с парнем, который вдвое моложе ее.

Когда я узнала об этом, то не могла поверить, - сказала 18-летняя актриса. – Она же годится ему в мамы, а может, и в бабушки. Она просто старая кошелка, которая все еще изображает из себя молоденькую козочку. Я думаю, что у нее действительно проблемы. Она не хочет признавать свой возраст. Я не помню, чтобы кто-то говорил о ее музыке. Она известна тем, что использует мужчин для достижения своих целей. А Луз нужен Мадонне только для того, чтобы отомстить Гаю Ритчи, который считал ее старой, так как был моложе на десять лет.

В ущерб своей карьере

Отец и менеджер американской певицы и актрисы Джессики Симпсон Джо Симпсон считает, что его дочь слишком много времени уделяет своему роману с футболистом Тони Ромо, причем в ущерб своей карьере.

Все свое свободное время она теперь хочет проводить с Тони, - сообщил источник, приближенный к звездной парочке. - А ее отцу это не нравится… Если бы все складывалось так, как хочет Джессика, то она давно была бы замужем за Ромо и ждала бы ребенка.

Что же касается спортсмена, то он пока не готов к таким решительным действиям. Но 28-летняя певица надеется рано или поздно получить от своего возлюбленного обручальное кольцо.

Признания Принса

Пятидесятилетний мериканский певец Принс впервые признался, что болен эпилепсией.

Я никогда не говорил об этом прежде, но я уже родился с эпилепсией, – сказал чернокожий исполнитель, полное имя которого Принс Роджер Нельсон. – У меня были частые приступы. Мой отец и мать приложили все усилия, которые могли, чтобы облегчить мои страдания.

Исполнитель хита «Purple Rain» считает, что смог обуздать болезнь благодаря божественному вмешательству.

Однажды мать позвала меня и спросила о том, как я себя чувствую, - вспоминает Принс. – Я сказал, что у меня больше не будет приступов. Она спросила: почему? Я сказал, что ангел, который приходил ко мне во сне, сказал мне это.

Болезнь не ушла совсем, но по сравнению с тем, что было, облегчение колоссальное, – считает исполнитель..

Новые лучше старых?

Британский певец Робби Уильямс, возвратившийся в Великобританию из Лос-Анджелеса вместе с подругой Айдой Филд, очень тоскует о своих собаках, которые сейчас находятся в карантине.

Это глупый закон, когда собаки при въезде в Великобританию должны пройти полугодовой карантин, – написал в своем блоге 35-летний музыкант. – Я трачу на Литл Валли и Пупса по 4.000 фунтов стерлингов в месяц и не дождусь, когда они снова окажутся в моем доме. Осталось еще полтора месяца, и они будут с нами.

Уильямс добавил, что настолько тосковал без своих домашних любимцев, что купил себе двух новых собак.

Ненавидит мюзиклы

Сандра Баллок («Скорость», «Мисс Конгениальность») предупредила режиссеров, что ненавидит мюзиклы и невысоко оценивает свои вокальные способности. Баллок заявила, что все попытки заманить ее сниматься в подобного рода фильмах будут обречены на провал.

Несмотря на увлечение романтическими комедиями, актриса терпеть не может Бродвей и то, как актеры поют и танцуют. В интервью американскому журналу 44-летняя актриса сообщила:

Я вообще не певица. И вам лучше не слышать, как я пою. Я знаю границы своего таланта и делаю все только в пределах этих границ. А еще я ненавижу мюзиклы. Просто ненавижу!

Испугалась эротических сцен

Актриса Эмили Блант («Сомнение», «Дьявол носит Prada») отказалась от роли в картине «Доставить в Грецию» из-за того, что по сценарию она должна была принимать участие во множестве откровенных сцен со своим партнером, комиком Расселом Брандом. 26-летняя Блант испугалась, что эротические кадры могут нанести урон ее репутации.

Эмили сначала согласилась сыграть поп-певичку, одержимую сексом, но затем испугалась и передумала, – сообщила одна из газет.

Съемки картины идут в настоящее время в Лас-Вегасе.

Виктор Цой всегда с нами

Послезавтра фанаты «Кино» отметят день рождения самого харизматичного и яркого рок-музыканта советской эпохи. А летом следующего года поклонники Виктора Цоя вспомнят, что 20 лет назад,  15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут лидер «Кино» на 35 километре трассы «Слока-Талси» (под Тукумсом в Латвии, в нескольких десятках километрах от Риги) «Москвич-2141» тёмно-синего цвета на полной скорости врезался в  «Икарус-280».

В этом же году исполняется 20 лет выхода на экран «Иглы». Тогда студент-третьекурсник ВГИКа Рашид Нугманов, дебютировавший лентой «Йа-хха» (с БГ, Костей Кинчевым и Майком Науменко) вернулся на августовские каникулы в Алма-Ату. Поскольку дебют молодого режиссера был удостоен приза Тарковского, в Казахстане ему предложили доснять фильм «Игла», уже запущенный в производство. Он согласился лишь при ультимативном выполнении его требований: заменить актеров и оператора, переписать сценарий… Это был кинодебют не только Виктора Цоя, но и Петра Мамонова. И, кстати,  нугмановского однокурсника Александра Баширова

Сейчас Нугманов занят проектом «Игла. Ремикс».  Сам фильм был снят в 1988 году на студии «Казахфильм». По сценарию, Моро (которого сыграл Виктор) приезжает в Алма-Ату, чтобы забрать деньги у Спартака (Александр Баширов). Моро останавливается у Дины (Марина Смирнова) и выясняет, что девушка стала наркоманкой. Моро увозит подругу к Аральскому морю в надежде вылечить её, но все безнадежно. И герой Цоя начинает вендетту. Успех был ошеломительным: «Игла» на втором месте по прокату среди советских фильмов 1989 года. А Виктора Цоя назвали лучшим актёром года.

Съёмочная группа проекта «Игла. Ремикс» готовят картину специально для большого экрана, поэтому фильм переозвучат в Dolby Digital. Но самое сенсационное: зрители увидят новые кадры с участием Виктора Цоя, так как у Нугманова остались материалы с Цоем, которые он снимал до «Иглы». По мнению режиссёра, они идеально лягут в предысторию фильма, из них и будут собраны новые эпизоды, дополненные графикой группы художников Doping-Pong под руководством Дмитрия Мишенина.

Кроме того, будут досняты некоторые сцены с актёрами, игравшими в оригинальной картине: Александром Башировым, Петром Мамоновым, Мариной Смирновой и другими. Кроме того, будет расширен аудиоряд ленты – в первую очередь за счёт новой музыки и диалогов. А также заново переписаны шумы. Расширятся закадровые комментарии, которые играли в оригинальной «Игле» столь важную роль. Группа «Кино» сейчас работает над ремиксами музыки Цоя к фильму, в том числе не вошедших в фильм инструменталов. Вместо песен Магомаева и Пьехи будет звучать музыка Messer Chups. И ещё: зрители наконец узнают, выжил ли герой Цоя после удара ножом на Тулебайке. Нугманов планирует закончить работу над обновлённой версией картины к Новому году.
 Что касается оригинальной версии «Иглы», то её режиссёр планирует реставрировать: за две прошедших декады негатив «подустал», увеличилось «зерно», появились сколы. Естественно, после сканирования придется чистить «цифру» покадрово. Работы предстоит много. И параллельно со съёмками Нугманов вместе с близкими и родственниками певца занимается памятником кумиру, который появится в Санкт-Петербурге. 10 апреля 2009 года Фонд памяти Виктора Цоя при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга объявил конкурс на лучший проект памятника Виктору Цою – он и определит победителя осенью этого года.

Алина ВАЛЯЕВА.

Автопортрет Виктора Цоя – из частного архива.

Он сердце оставил в синих горах

Сегодня и завтра во МХАТе имени М.Горького состоятся вечера памяти Юрия ВИЗБОРА. 20 июня этого года ему исполнилось бы 75 лет. Но закон бытия великих суров – многих из них слишком рано забирает к себе Всевышний. И я его понимаю: с бесталанными людьми даже Создателю не хочется связываться.

Юрий Визбор – личность в искусстве яркая, многогранная. Человек разносторонних талантов – поэт, композитор, исполнитель в одном лице (то есть бард), журналист, киноактер, сценарист, режиссер, а кроме того, альпинист и горнолыжник, он был прежде всего очень добрым человеком. Даже внешность его располагала к себе, притягивала к нему людей.

Он обладал тонким чувством юмора, – рассказывала мне Нина Тихонова-Визбор, – а какой он был рассказчик! Любую тривиальную историю он мог преподнести как нечто заслуживающее всеобщего внимания, и оказывалось, что это действительно достойно внимания; он находил и с большим мастерством показывал смешное не только в великом, но и в малом.

Перед тем, как мы продолжим нашу беседу с Ниной Филимоновной, несколько слов об этой удивительной женщине. Она была не только другом и женой Визбора, но и осталась бесконечно преданным ему человеком. Двадцать пять лет, прошедших после кончины Юрия Иозасовича, Нина Филимоновна каждый год в день рождения мужа проводит концерты, посвященные его памяти. Завтрашний вечер будет уже двадцатым. Кто-то спросит: "А почему не 25-й?" Просто первые пять лет вдова Визбора не решалась это делать, чему есть свое объяснение. А еще она проводит на Селигере фестиваль авторской песни имени Ю.Визбора среди молодежи "Распахнутые ветра". Состоится он и нынешним летом.

А в прошлом году Н.Тихонова-Визбор открыла для многочисленных почитателей Юрия еще один его талант – талант художника. На устроенной ею выставке побывали тысячи москвичей и гостей столицы. Конечно же, основная тема полотен мастера – воспетые им горы.

– Его всегда притягивали профессии, требующие от человека усилий, воли, мужества, – говорит Нина Филимоновна. – Он любил людей неординарных: летчиков и полярников, моряков и альпинистов, рыбаков и космонавтов. И в своих произведениях показал нелегкую романтику их жизни и трудовых будней.

– А откуда такая необычная для русского слуха фамилия?

– Его отец в 1917 году устремился из благообразной Литвы в революционную Россию. Иозас Ионасович Визборас был боевым красным командиром. Мать Юры – Мария Григорьевна Шевченко была писаная красавица. Когда 20 июня 1934 года на свет появился сын, у отца уже была несколько "усеченная" (так проще для пролетариата) фамилия – Визбор. Кстати, Визбор-старший был неплохим художником – писал маслом картины в реалистическом стиле. Учил он рисовать и сына. Но в 1937 году отца арестовали. И только в 1958 году он был посмертно реабилитирован. Детство у мужа было тяжелым. Мать закончила медицинский институт. Потом началась война. Юра видел, как в 1944 году через Москву провели пленных немцев. Помнил он и первый салют – когда освободили Белгород и Орел. И конечно же, победный салют в мае сорок пятого. Через некоторое время мама вторично вышла замуж. Отчим – сначала рабфаковец, затем министерский служащий оказался жутким человеком – он часто бил Юру своей плотницкой рукой, даже лыжи об него ломал. Дома жизни не было, и подросток фактически только ночевал в своей квартире.

– Визбор знал, чем будет заниматься во взрослой жизни?

– Он хотел быть летчиком либо футболистом. Под футбол отводилась ежедневная тренировочная база в Таракановском парке столицы, а под небо – 4-й московский аэроклуб, куда с девятого класса он повадился ходить. Юра мечтал только об одном: чтобы, закончив школу, уехать из Москвы и поступить в авиационное училище. Получив аттестат зрелости, он вообще переехал жить на аэродром в Тайнинку. Но однажды туда приехала мама и сказала, что развелась с отчимом. С невероятной печалью Юра расстался с самолетами и вернулся в Москву поступать в институт. В МИМО и МГУ его не взяли (сын "врага народа"), и он стал студентом педагогического института имени Ленина.

– А когда же поэзия и музыка вошла в жизнь Визбора?

– С четырнадцати лет Юра выучился играть на гитаре. У него был абсолютный слух. А стихи стал писать еще в пионерском лагере. Получив диплом, Визбор уехал учительствовать в небольшое село в Архангельской области. И в институте, и в школе, а потом и в армии он занимался художественной самодеятельностью и имел небывалый успех у слушателей. Служил он на Кольском полуострове. Вот с тех пор Юра просто влюбился в Север. А еще в институте в его жизнь вошли горы. Любовь к ним он пронес через всю жизнь.

– И как дальше складывалась жизнь будущего барда?

– Вернувшись в Москву, Юра работал спецкором журнала "Кругозор", затем штатным сценаристом творческого объединения "Экран", которое снимало фильмы по своим сценариям. Две его документальные ленты получили премии на международных фестивалях. А параллельно писал стихи и песни.

– На ваш взгляд, его приход в кино актером был случаен?

– Юра как творческая личность был всесторонне одарен. Его обаяние, врожденный артистизм не могли быть незамеченными кинематографистами. В тридцать два года Визбор дебютирует в кино, сыграв главную роль у Марлена Хуциева в "Июльском дожде". Сыграл блестяще. Потом работал у Михаила Калатозова ("Красная палатка"), Ларисы Шепитько ("Ты и я"), снялся в небольших ролях у Глеба Панфилова ("Начало") и Андрея Смирнова ("Белорусский вокзал"). А роль Бормана в "Семнадцати мгновениях весны" Татьяны Лиозновой сделала его сверхпопулярным.

– И вы влюбились в киноактера и барда?

– Нет, тогда я бардовскими песнями не увлекалась. И вообще до встречи с Юрой долгое время работала в Венгрии, телевизор почти не смотрела и фильм Лиозновой не видела. У меня были другие интересы: престижная работа, положение в обществе, квартира на Кутузовском проспекте.

– А как же вы познакомились?

– Я приехала в отпуск в Москву. Через день мне звонит моя приятельница (сибирячка) и сообщает, что у нее день рождения. Я пригласила ее к себе, и всю ночь мы лепили настоящие сибирские пельмени. Тысячу штук сделали. Приготовили много вкусного, купили фрукты, а кавалеры должны были взять на себя доставку коньяка и шампанского. Перед самым приходом гостей моя одноклассница сообщает, что она пригласила своего друга. Ну пригласила и пригласила. Вечер уже начался, и тут раздался звонок в дверь. Пошла открывать. Передо мной скромный и уже не юный мужчина. "Юрий Визборас", – представился он. "Нина", – ответила я. А потом я была просто ошарашена тем, с каким аппетитом и какое количество пельменей мог съесть один человек. Затем Юрия попросили спеть. Он взял гитару и запел свои песни. Многие из них, как оказалось, я знала по институтским вечеринкам, но не могла предположить, что эти дивные стихи принадлежат нашему гостю. Юра пел часа два. Потом вышел на балкон и закурил. "Боже, какая красивая ночная Москва! Как мне хотелось бы жить здесь". Так и получилось...

– Каким он был человеком?

– В быту? Неприхотливым, к еде непривередливым. Много работал. Я засыпаю, а он все еще стучит на машинке. Просыпаюсь – Юра снова на своем рабочем месте. В свободные минуты любил рисовать. Я его Репиным прозвала. "Репин, – бывало кричу из кухни, – иди ужинать".

– А почему он так долго не обращался к врачам? Наверняка симптомы болезни давали о себе знать.

– Это все его человеческая скромность – не любил быть в тягость другим. Умер от рака в онкологическом центре. Только десять лет мы прожили вместе. Но я и этому бесконечно рада. Благодаря Юре я стала другим человеком. И в том, что Визбор так рано покинул нас, есть своя жестокая логика. Еще до встречи со мной свое сердце он оставил в синих горах.

Владимир ВАХРАМОВ.