Поиск по блогу

суббота, 7 ноября 2009 г.

В Ростове-на-Дону

В Ростове-на-Дону закончился ставший уже традиционным рок-фестиваль "Формула 9". Нетрадиционным на этот раз было то, что тусовка организовывалась при активной помощи Демократической партии России. Правда, сам глава ДПР Николай Травкин на фестиваль не приехал, заявив, что с него "хвати и тушинского кошмара" (имея в виду, по всей видимости, летнее московское рок-побоище под знаменами "Эй-Си/Ди-Си").
Тем не менее, демократические ветры дули над Ростовом в полную силу. В ночь перед отъездом музыканты и гости расслаблялись в гостинице "Интурист", и поднимали тосты за рок и за демократию. директор группы "Земляне" и большой демократ в душе Сергей Протодьяконов так расчувствовался, что понял - необходимо немедленно что-нибудь совершить. Взгляд его упал на телевизор, по которому транслировалась ночная программа "Супер Чэннел". Протодьяконов помрачнел и заявил, что ненавидит попсу, после чего поднял цветной "Шилялис" и выкинул его из окна номера на шестнадцатом этаже.
...Мы стояли у обломков телевизора, лежавших возле парадного входа в отель и понимали, что нелюбовь рок-музыкантов к попсе зашла далеко. Подоспел ростовский оперуполномоченный и спросил, как это понимать. Сергей Протодьяконов посмотрел на него с изумлением и ответил:
- Ты что, старичок? Ведь это же рок-н-рол!
Игорь ВОЕВОДИН

Кирилл Немоляев посягнул на Ивана Урганта

IMG_2369.JPGНа днях прошли съемки клипа групп СЛОТ и Радистка К@т на песню Ивана Урганта «Иди за звездами», главные роли в котором исполнили КЭШ (группа СЛОТ), Радистка К@т и Кирилл Немоляев. Режиссером  выступил Святослав Подгоевский, автор последних работ «СЛОТа» (Ангел О.К.) и «Т9» (Вдох Выдох).

IMG_2780.JPGСценарий клипа – альтернативная версия сказки «Алиса в стране чудес», с той лишь разницей, что «безумное чаепитие» не обошлось без горячительных напитков и закончилось «мордобоем», с использованием пожарного топора. Видео построено на контрасте образов детской сказки, перемежающихся сценами насилия.

По словам режиссера, планируется две версии клипа: «мягкая» для ТВ и «жесткая» для Интернета. Вторая отличается большим количеством сцен насилия и вандализма, а  также трагичным финалом.

IMG_2391.JPGЛегендарному основателю фрик-металла Кириллу Немоляеву досталась роль «треш-деда мороза», музыкантам СЛОТа - роли животных, а Радистке К@т, как говорят сами музыканты, роль «баварской снегурочки». Иван Ургант на этот раз «сыграл» в эпизодах: его картонная копия  в полный рост появлялась в различных сценах, создавая незримое присутствие автора песни.

Однако воплощение Урганта на съемочной площадке происходило и в мистическом смысле. Каждая шутка над шоуменом оборачивалась какими-то разрушениями, вовсе не предусмотренными сценарием. Так, например, в момент, когда Немоляев в шутку замахнулся топором на копию Урганта, обух слетел с топорища и серьезно задел световое оборудование, что повлекло за собой почти полное обрушение декораций. Эта выходка вылилась в вынужденный двухчасовой перерыв, во время которого пропало орудие «ургантохульства» – пожарный топор. К счастью, все сцены с его использованием уже были отсняты.

Сидишки

Пишет и слова, и музыку

Британская группа Bullet For My Valentine гастролирует по Европе, где выступает на различных фестивалях, но при этом продолжает писать песни для нового альбома, который предположительно должен выйти в конце года. Как сказал вокалист Мэтт Так, коллектив уже нанял в качестве продюсера Дона Гилмора, ранее работавшего над записями Pearl Jam, Duran Duran, Аврил Лавинь и др. Планируется, что студийная работа с ним будет проходить в Лондоне и на родине музыкантов в Уэльсе.

Уже есть около четырех или пяти песен, которые почти закончены, – сказал Мэтт. – Обычно мы записываем не менее 14 треков. Сейчас я пишу одновременно и слова, и музыку.

Диск рождественских песен

Американский певец Боб Дилан выпустил рождественский альбом «Christmas In The Heart». В диск вошло 15 треков, включая «Have Yourself A Merry Little Christmas», «Here Comes Santa Claus», «I'll Be Home For Christmas» и др. Все они были записаны в этом году в Санта-Монике. Продюсером выступил Джек Фрост. Дилан объявил, что вся прибыль от продажи его 34-го студийного альбома будет направлена на борьбу с бедностью в различные фонды США и других стран.

Надеюсь, что мои усилия принесут хоть немного дополнительной еды тем семьям, которые даже в Рождество не могут себе ее позволить в полной мере, – сказал 68-летний музыкант.

К завершению гастролей

Продолжается подготовка трибьют-альбома «Машины времени», который будет выпущен в декабре к завершению гастрольного тура, посвященного 40-летию группы. В записи сборника уже приняли участие Максим Леонидов, спевший «Кого ты хотел удивить», Billy's Band («За тех, кто в море»), «Сплин» («Это было так давно»), «Ляпис Трубецкой» («Скворец») и др. Музыканты «Ундервуда» выбирают между «Синей птицей» и «Разговором в поезде», «Мумий Тролль» вслед за Билли Новиком хочет спеть «За тех, кто в море», но до конца еще не определился.

Ничего, что одну и ту же песню исполнят Billy's Band и «Мумий Тролль», – прокомментировал Андрей Макаревич. – Одинаково у них всё равно не получится, как ни старайся.

«СЛОТ» презентовал «4ever»

«СЛОТ» презентовал «4ever»

Хедлайнеры российской альтернативной сцены группа «СЛОТ» дали концерт, приуроченный к выходу четвертого по счету альбома – «4ever». Музыканты представили двухчасовое треш-шоу, в котором прозвучали песни из нового альбома и уже полюбившиеся многочисленным поклонникам хиты прошлых релизов.

Как всегда, альбом неоднороден, и каждый найдет здесь что-то своё и... даже что-то чужое, для разнообразия, – говорит фронтмен группы Игорь «КЭШ» Лобанов.

23p115-1-18.jpgПомимо участников «СЛОТа» на сцене появились: бывший гитарист «Арии» Сергей Маврин, главная скрипка страны Дмитрий Ришко («Король и Шут»), а также бессменный музыкальный продюсер группы, знаменитый Кирилл  Немоляев. «Вишенкой к торту» стала премьера треш-композиции Ивана Урганта «Иди За Звездами» в дуэте с группой «Радистка К@т». А в качестве подарка всем поклонникам рунета «СЛОТ» представит «разрывной» трек «Конец света, нет Интернета», где  использован популярный монолог «Не было ни единого разрыва…». Концерт сопровождал мощный визуальный ряд, созданный Романом Рейном, музыкантом и основателем дальневосточного готического театра.

Ксения РАЗИНА.

 

 

 

 

Человек Возрождения

Во вторник певцу и композитору Александру ГРАДСКОМУ исполнилось 60. Что, конечно же, не возраст для великого человека, но все же – полный цикл лунного календаря… А потому, оглядывая сей монумент во плоти и во всей его исторической перспективе, хочется сделать пару наблюдений.

Для начала пройдемся по общеизвестному – у Градского изумительный вокал и он гениальный сочинитель. С первым никто никогда особо не спорил, второе стало фактом, окончательно и бесповоротно, после первого прослушивания оперы «Мастер и Маргарита», которую Градский презентовал месяц назад.

23p115-1-9.jpgПисал он свой шедевр 30 лет, ровно половину жизни, и явно не зря потратил столько времени. В своем произведении Александр Борисович так свободно полемизирует с другими великими композиторами, так на равных говорит с Булгаковым, так легок в обращении с базовыми смыслами, такими, как «жизнь» и «смерть», что невольно перестаешь считать его смертным. АБГ явно бесконечен, а потому и общается свободно с «мировым гением». Гений – вот ключ к пониманию его фигуры.

Вдумываясь в смысл этого слова, уносишься мыслью в эпоху Ренессанса, представленную персонажами вроде Леонардо да Винчи. Те уникальные «штучные» люди были подобны Миру. Они многое умели. И ничто не было для них невозможным. Но впоследствии из Ренессанса выросло Просвещение с его лживым тезисом о равенстве людей. Как величие единиц превратилось в массу, понять трудно. По всей видимости, произошла очередная подмена – ведь все прорывы людские всегда интерпретируются самими людьми, которые любой божественный тезис способны превратить в полную его противоположность. Так и вся суть великого Ренессанса была благополучно извращена, а ведь было оно, то «третье течение»…

Так вот, Градский как явление природы относится именно к тому далекому типу так и не восторжествовавшего Возрождения. Он талантлив во всем – поет, играет, пишет (публицистику не хуже, чем стихи), он даже архитектурит да и строит хорошо! И готовит. И говорит. Это удивительный феномен, за которым невероятно интересно наблюдать. Особенно за его взаимоотношениями с системой, управляющей социумом. Ведь Градский не системный человек. Он никогда не унижался перед люмпенами, ее представляющими. И ничего у них не просил. Сами давали. Иногда… Из пиетета. Даже, пожалуй, можно сказать: животного страха. Подобного тому, что испытывает гиена перед львом. Но в целом система не любила его. Никогда. И не любит. И если бы не Кончаловский с Пахмутовой (засланные в систему «казачки» штучного мира), которые благословили и крышевали Градского своими именами, ему было бы и того сложнее.

Система в массе своей состоит из людей бездарных, безликих & серых. Созерцая «штучных», они кожей ощущают собственную штампованность. И едва ли какому сотруднику администрации придет в голову выйти на сцену и спеть после Градского, дабы доказать, что он тоже так может… Поэтому система не даст Александру орден за заслуги перед отечеством, которых не счесть. А он не унизится и не попросит. Знает, что награждать его по уровню лишь Творцу – остальные тут права голоса и не имеют.

Легко ли быть человеком Возрождения? Конечно, нет. Отмотав столетия назад, можно было бы стать объектом восторгов и восхищения, но в наши дни все «неравное» раздражает. Впрочем, живя в своем собственном мире, Градский спокойно абстрагируется от того, что музыкальная журналистика, привыкшая оперировать явлениями, которые резюмируется английским словом fake, не способна по достоинству оценить того, что делает он. Не волнует Александра и то, что эфиры & экраны забиты все тем же fake'ом. Демонстрируя порой неплохие образцы, торговцы масскультом оставляют за кадром труд сотен людей, продавая его публике как достижение одного – ведь аудитория на самом деле хочет восхищаться! Именно тем, что ей не равно…

А Градский реально один. Поэтому не сможет поставить свою оперу на сцене – сам поет ведущие партии, за неимением лучших исполнителей. Аплодирует же нашему герою не ущербная медийная среда, которая в поте лица трудится над созданием пресловутого «общественного мнения», а люди «с рецептором», те, что умеют отличать настоящее от фальшивого.

Градский – настоящий человек Возрождения еще и потому, что не заплатил за свою гениальность «помешательством» (всем известный доктор Ломброзо был уверен, что гений и помешательство суть одно и тоже – тому многие биографии послужили доказательством). АБГ социально адаптирован, у него были и есть чудесные, «штучные» жены, растут красивые талантливые дети, единственная проблема которых заключается в том, что родись они в любой другой семье, отец был бы счастлив, что его потомство столь одарено – музицирует, рисует, поет, соображает… Но с высоты самого Градского все это так, «ничего особенного», поэтому сын и дочь гения знают лучше, чем кто-либо, что в тени больших деревьев исключительно трудно расти.

Глядя на феномен Градского, видишь воочию, до какой же степени люди не равны. Никогда не были. И никогда не будут. И те, что «равнее» (по Оруэллу), всегда будут свиньями. Уныло было бы полагать, что мы так и сгинем в свинском мире, где не на кого будет равняться и некем будет восхищаться, но появление из вечности таких Гаргантюа, как Градский, спасает от чувства экзистенциальной тоски. Обозревая сие «человекособытие», начинаешь верить, что мир еще одумается, оглянется назад и догадается, где и когда отклонилось от того «третьего течения». И homo sapiens'ы научатся наконец, не страдая от чувства ущербности, гордиться тем, что реально красивее, талантливее и – во всех смыслах – лучше среднего статистического. Научатся ценить гения, пока он с нами. Хотя ему, в силу дарованного бессмертия, это в целом и не нужно. Гений – гонец из Вечности, где ему и аплодируют. Независимо от количества прожитых лет.

Марина ЛЕСКО.

Фото Марии Градской и из личного архива Александра Градского.

«Насравший» в Вечность

23p2162-11.jpg

Градскому шесть десятилетий. Три из которых он писал мега-оперу «Мастер и Маргарита», с которой месяц назад ознакомил пока ограниченный контингент публики. Непростой публики. Говоря современным языком, «продвинутой». И присутствовавшие прочувствовали момент. Что исполнитель партии Коровьева Николай Фоменко диагностировал лаконично:

– Градский насрал в Вечность.

Вообще говоря, Градский и Вечность сопряжены как Чапаев и Пустота. И главный недостаток Александра Борисовича – ему про это ведомо. Недостаток №2 – скрыть этого он не умеет. Ну а номер три – ему глубоко безразлично, что остальные про это мыслят. Вообще недостатков у него, как он считает, - много. А главное достоинство, пожалуй, таково: он – гений.

23p2162-61.jpg23p2162-71.jpg23p2162-1-4.jpg23p2162-1-5.jpg Градский талантлив и никто не пытается на эту тему полемизировать. Но талант, как правило, не облагораживает своего носителя. Поэтому подробности биографий социально-значимых персон потребителям лучше не знать, дабы чувство изящного не тревожить очевидным отсутствием адекватности дарования сути человеческой. Однако в случае с «отцом соврок-н-ролла» такой опасности нет: громадье его натуры не уступает объему способностей. И в этом фолианте серии ЖЗЛ – редактировать нечего.

Градский говорит:

– У меня не было жажды славы. Я просто хотел быть свободным, чтобы мне никто не указывал. Думал, что, если буду независимым, то все остальное не имеет особого значения. Что, собственно, и получилось. Свобода и независимость создали меня таким, какой я есть. А все остальное: известность, относительное благополучие – следствие свободы…

***

Градский появился на свет 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области в семье инженера-механика и драматической актрисы. В столицу вернулись в 1957 году. В Москве мама работала руководителем кружков и подрабатывала редактором в журнале "Театральная жизнь".

Младший брат матери работал в ансамбле народного танца СССР и привозил с гастролей записи табуированных в Советском Союзе исполнителей. Тогда все и началось.

23p2162-31.jpg

***

Градский курит. У него двойная зависимость от никотиновых «палочек здоровья». Наркотическая и ритуальная. На нашей памяти он раз сто бросал. Неубедительно & ненадолго. А еще он заморачивается с пепельницами. Странная история. На столах (везде: в студии, на кухне, в кабинете) всплывают нелепые мутные баночки. Наполненные водой ровно наполовину. С лениво плавающими в них «бычками». Цветом никотиновое содержимое напоминает добротный чифирь. Недавно Андрей Макаревич, сидя в домашней студии товарища, флегматично заметил:

– Ты когда-нибудь хлебнешь из этого сосуда.

На что хозяин, бровью не поведя, отмахнулся:

– Да было уже…

При этом пепельницы в ассортименте. Разные и красивые. Вот. Могучая инерция привычки. Аршином общим не измерить…

23p2162-21.jpg

***

Градский потерял мать в 1963 году, когда ему было 14 лет. Отец вскоре женился, и Сашиным «воспитанием» занялась бабушка.

***

Градский - циничный романтик. Он утверждает:

– Можно совсем не соответствовать кино-стандартам и, тем не менее, иметь успех у красивых женщин. Лично я пользовался успехом. Профессия артиста иногда помогает, иногда мешает. Многие относятся к тебе настороженно, полагая, что они – только эпизод в твоей жизни. Какие-то женщины понимали, что будут в моей жизни лишь эпизодом… Хотя все женщины, которые у меня были, мне вспоминаются и все интересны. В моих отношениях с прекрасным полом всегда был элемент фантазии. Но, когда я понимал, что мне не хочется, чтобы Она уходила сразу после… вот так было четыре раза.

***

Градский начал свой путь на эстраду в декабре 1963 года, в группе польских студентов МГУ “Тараканы», в составе которых юный солист исполнял хиты Элвиса и твист Арно Бабаджаняна "Песня о Москве».

***

23p2162-1-3.jpgГрадский умеет многое. И многое имеет. У него есть сын. У него есть дочь. Даня и Маша умны и красивы. Ликом и характером схожи с отцом и родителями АБГ. Ольга (мама) тоже, спору нет, очень красивая женщина, однако, кажется, что дети произведены путем клонирования, без материнского участия, так на отца похожи.

Даниил с семи лет учился игре на скрипке. А потом в Лондоне – чему-то финансово-рентабельному в одном из лучших мировых универов, который и закончил с успехом. А Мария играла на фортепьяно, тоже училась в Лондоне в частной школе искусств, затем закончила МГУ, занималась танцами, рисованием, вела программу «Времечко», короче, находилась в поиске самой себя. Сейчас профессионально фотографирует и думает о будущем... Попутно воспитывает двух животных; не брата с отцом, а пару карманных собачек. Хотя ее отец когда-то зарекался: мол, не будет никаких животных в доме, кроме комаров… Все потому, что однажды принес домой кошку, которая долго не протянула, ну и дети, естественно, расстроились…

Они оба (Даня & Маша) замечательно поют. Мега-хит был бы, если бы дуэтом исполнили они «Как молоды мы были». Именно вдвоем. Трио – нельзя. Градскому нельзя позволять петь с кем-либо. Это унижает партнеров. Поскольку любой, даже чудный вокал – в сравнении с божественной глоткой Александра Борисовича – будет звучать проигрышно...

***

Градский, будучи с осени 1965 года гитаристом и вокалистом группы «Славяне» (хронологически третьей СССР-группы, после "Brothers" и "Соколов"), настаивал на аутентичном репертуаре (а все тогда пели хиты "Beatles" и "Rolling Stones"). Кроме него, в группе играли: Виктор Дегтярев (бас) и Вячеслав Донцов (ударные), Вадим Маслов (электроорган), Михаил Турков (гитара). Пели по-английски. В дальнейшем АБГ пришлось организовать «Скоморохов», чтобы играть и петь на русском.

***

Градского можно интервьюировать многократно. Не человек шаблона он. Не персона заготовки. Не мастер выступать по лекалам. Об одном и том же артист каждый раз рассказывает чуть-чуть иначе. И Сашины нюансы дорогого стоят. Главное, не терять авторские интонации.

***

Градский достаточно категоричен:

– У нашего народа с мировой культурой особые взаимоотношения. В первые годы, после Октября власть пыталась внедрять образцы высокой культуры в широкие массы, при этом волюнтаристски: одни примеры признавались формалистическими, другие – истинными.

23p2162-1-6.jpg

Лучшие в легком жанре – Вертинский, Утесов, Шульженко, Бернес – были де-факто табуированы. Партийной элитой назидалась классика в чистом виде без какой-либо попытки осовременивания. Даже Шостакович и Прокофьев звучали в эфире в несоизмеримо малой пропорции по отношению к «общепринятой» классике. Весь народ, вслед за Сталиным, внимал классической музыке по радио с утра до вечера, дома, конечно, плясали под “Гоп со смыком – это буду я”, изданный Утесовым на “ребрах”, но на официальном уровне не задавались вопросом, какая музыка хорошая. Было ясно, что это – Чайковский, Глинка, Бородин, Бетховен, Шуберт, Бах... В Большой театр попасть на балет с Улановой – это счастье, в настоящий театр попасть – в Малый, МХАТ, в Вахтангова – это потрясающе, в зал филармонии – не пробиться. Сейчас у нас критерии размыты, общественный вкус находится в процессе формирования, пока все это не перебродило, не переболело, приходится терпеть. Наступило время быстрого зарабатывания денег на обмане, и по-человечески понятны те люди, которые этим занимаются, потому что они живут сегодня, завтра их не будет, времени у них на то, чтобы заработать деньги и обеспечить свою семью, очень немного, 5 – 10 лет – это ничтожный срок, надо успеть нахапать, распространяя в сердца и умы ужас этот, с утра до ночи звучащий по всем каналам телевидения. Тот, кто это делает, наверное, не понимает, что таким образом он приближает свой творческий конец: он мог бы еще иметь шанс зацепиться и начать делать качественную музыку, а то сплошной «кабак», очень неумная и некрасивая развлекуха с неизящными виршами.

***

Градский основал в марте 1966 года своих "Скоморохов", в которых, кроме лидера, играли: барабанщик Владимир Полонский, басист Юрий Шахназаров и клавишник… Александр Буйнов (угу, именно тот), который сочинил тогда прекрасные "Песню об Аленушке" и "Шелкова ковыль, трава-мурава". Во второй половине 60-х звания «скоморохов» удостоились: Александр Лерман (ранее – "Ветры перемен») - гитара, вокал; Юрий Фокин (позднее - "Цветы") - ударные; Игорь Саульский (позднее - "Арсенал") - бас-гитара. В 1970 году Градский и Полонский вместе пошли работать в славный ВИА "Веселые ребята" под управлением Павла Слободкина: Градский на два месяца, а Полонский на добрый десяток лет. Градский «срубил» бабок и исчез в свои «Скоморохи», а Полонскому в «Веселых» очень «понравилось»… Позднее «Скоморохи» сложились в состав, записавший основные партии в альбомах АБГ: Владимир Васильков (ударные), Александр Градский (вокал, гитара, синтезатор, скрипка, фортепиано, челеста); Сергей Зенько (саксофон и флейта); Юрий Иванов (бас-гитара, гармоника).

***

Градский не любит фотографироваться. Что, вообще говоря, странно для человека сцены.

***

Градский любит котлеты. А котлеты любят певца. Такая взаимосимпатия.

***

Градскому приходилось подменять вокалистов. Во всяком случае однажды. В 1967 году в составе «халтурной» филармонической бригады спел сольник вместо заболевшего, популярного в ту пору солиста. Под его армянской фамилией. С его (солиста) репертуаром.

***

Градский не без иронии утверждает, что он, мол, не Моцарт (т.е. Байрон), он другой:

– От Сальери у меня – форма, я приверженец формы во всех смыслах, потому что как бы ни было красиво содержание, оно должно быть упаковано в надежную форму - иначе содержание просто будет валяться на полу в грязном виде. А от Моцарта… хотелось бы надеяться, что хоть сотая доля…

***

Градский впервые блеснул на всесоюзной арене, когда в 1971 году на фестивале «Серебряные струны» «Скоморохи» получили шесть главных призов из восьми. Две оставшиеся награды достались «Ариэлю». В результате, один из членов жюри Аркадий Петров организовал группе запись на радио. Он же представил певца Андрону Михалкову-Кончаловскому, пригласившему Сашу работать над фильмом «Романс о влюбленных». Все мужские вокальные партии ленты Саша исполнил сам, поразив всех волшебным даром перевоплощения. Даром, который он впечатляюще продемонстрировал и в «Мастере и Маргарите», где исполнил четыре главные партии (Мастер, Иешуа, Воланд и даже Кот Бегемот). Его шедевр абсолютно эклектичен, чего автор не отрицает:

– Что есть в книге, то присутствует и в опере – это синтетический жанр, конечно. Книга абсолютно эклектична по композиции, и в этом ее величие и прелесть. Язык автора почти что всегда психологически и, если хотите, характеристически совпадает с тем персонажем, который в этот момент действует. Создается впечатление, что смотришь кино, снятое разными режиссерами: вот этот кусок снял Трюффо, а этот – Тарковский. Когда Булгаков описывает Бегемота и Азазелло, летящих по небу, – это язык, соответствующий этим персонажам, как дьявольской силе. Когда он пишет об Алоизии Могарыче – это другой язык, о Пилате – третий, об Иване Бездомном или о директоре варьете – это уже четвертый и т.д. Он описывает персонажей так, как они могли бы описать сами себя. Чтобы выполнить поставленную перед собой задачу, во-первых, надо стилями хорошо владеть, во-вторых, нужно четко «приклеить» музыкальную составляющую к текстовой и к сюжетной, потому что если музыка будет помогать в виде намеков или имитаций, или даже полуцитат – то это только усилит впечатление. Короче, это синтетическое произведение, оперой его назвать сложно (из-за разностилья), но пришлось… По форме – это опера, а вот по количеству и качеству всего разного – это сумбур, конечно. Я даже хотел назвать это «Мастер и Маргарита», а в скобках – сумбур вместо музыки.

***

Градский в 1973 году выпустил свою первую гибкую грампластинку "Синий лес" и понял, что он в душе и по факту СОЛИСТ.

***

Градский не просто придумал сленговые словечки «журналюги» и «совок». Он сам журналист (об этом ниже) и сам, что называется Made in USSR. И в его случае это гарантия, своего рода Знак Качества. АБГ сформировался вне системы, и гордую натуру поэта система не подмяла. Ему везло. Его замечали, ценили и помогали. Петров, Кончаловский, Пахмутова. Потом помогал он. Многим. Его прозвали родителем советского рок-н-ролла, что постулировано не только его сценическим стажем, но и ролью патриарха в отношении игроков последующих отечественных рок- волн. Будучи авторитетным и в системе, и в подполье, Александр последнее легализовывал как мог. Даже тех, кто в полный рост так и не оценен (Саш-Баш Башлачев, например). Александр Борисыч не мог не спрогнозировать оглушительный успех нарождающегося российского рока восьмидесятых: движение было в идеологическом плане стопудово адекватно перестроечному времени. Не имея особых музыкальных данных, кинчевы и шевчуки точно символизировали бунтарское время и стали рок-иконами своего поколения. А певец-одиночка АБГ, написавший пронзительный реквием по Высоцкому, вивисекторски наблюдал их восхождение на всесоюзный рок-олимп, их закономерный уход на заранее неподготовленные позиции и опять остался один в мире той музыки, где важны не только звуки, но и текст. Градский всегда отдавал себе отчет в том, что живет по ту сторону времени. Рок-манифест Виктора Цоя «Перемен!» сподвиг АБГ на ироничный ответ «Мы не ждали перемен»:

А мы не ждали перемен,

И с веком шествуя не в ногу,

Но, совершенствуя дорогу,

Благословляли свой удел.

…Да, мы не ждали перемен,

И вам их тоже не дождаться,

Но надо, братцы, удержаться

От пустословия арен

И просто самовыражаться,

Не ожидая перемен.

***

Градского привечал даже «Биллбоард» объявивший юное советское дарование «Звездой года» (1974) «за выдающийся вклад в мировую музыку».

***

Градский превратился в несокрушимую скалу духа. И ему дано «не потеряться и не растеряться» и «не растереться... в пыль дороги». Это подлинный талант, стремящийся объять необъятное в рамках человеческой жизни, которая подобно легкому дуновению ветра приносит из космоса море смутных ощущений, осмыслить кои (и тем более увековечить в сочетании нот и слов) не хватит времени даже гению. У него - одному ему ведомая система координат. И особая дорога в жизни.

***

Градский в семидесятых работал параллельно над несколькими кинолентами, участвуя в проектах разных авторов: Александры Пахмутовой, Геннадия Гладкова и Эдуарда Колмановского, Марка Минкова, Юрия Саульского и Марка Фрадкина. Последняя работа в кино – написание «серьезной музыки о войне» для фильма Михаила Пташука «В августе сорок четвертого» («Момент истины») по произведению Владимира Богомолова. Там же и «Песня о маятнике»… В саунд-треке расписаны – и расписаны гениально – три великолепных темы. В этой музыке есть все: мистика, suspense и, конечно же, волшебная энергетика Маэстро.

***

Градский не просто музыку сочиняет. Он творит Биографию. За это надо платить. Не бывает это безнаказанно. Валюта, которой проплачивается цельность – астральное одиночество. У него есть поклонники. Родные есть. Приятелей достаточно. А вот друзей… друзей у людей такой масти – не бывает. Сам он это про себя понимает:

– Есть знакомые, которых я очень давно знаю. И два близких товарища, к которым я очень хорошо отношусь. Но друг… Наверное, мне это не дано. Может быть, потому, что я одинокий человек и люблю быть один.

В истории культуры всегда случались одиночки. Такие, которым не дано иметь последователей. Такие, которые как бы приходят ниоткуда. Такие, которые уходят в никуда. Это гонцы Вечности, сошедшие в нашу жизнь. Сошедшие, опередив свое время. Опередив и тем самым приговорив себя к творческой изоляции.

23p2162-41.jpg

***

Градского в 1987 году приняли в Союз композиторов. А годом позже он «отзвездоточил» в Большом:

– Я работал не с Большим, я работал с Евгением Федоровичем Светлановым – это большая разница! То, что мы находились в помещении Большого театра? Да, это святая сцена! Но кто сейчас ходит по ней и вокруг нее? Если сравнить его с Мариинским театром, то Большой – это заросший даже не мхом, а лишайниками пень, где нет ни великих певцов, ни режиссеров, ни музыкантов, ни дирижеров. Даже хорошие музыканты, придя туда, как-то скучнеют. Я лишь дважды спел Звездочета в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок», но готовился четыре месяца. Участие в этом спектакле было для меня хорошим музыкальным спортом. Я доказал самому себе, что я это могу, порадовался общению с таким дирижером, музыке Римского, что говорить, прекрасная музыка – ну вот. Просто захотелось глотнуть какого-то другого воздуха! Потом взял свои до и ми и ушел. Сам. Не захотелось склок. А потом «ушли» из Большого и из жизни великого незабвенного Светланова…

Градский хранит независимость свою, маневрируя меж многочисленных харибд и тысяч сцилл:

– Ты привыкаешь к тому, что тебе в лицо говорят лишь хорошее. Это касается не только общения с людьми, но и профессии. Ты привыкаешь к тому, что тебя окружают красивые женщины, стараешься соответствовать тому, что они о тебе думают.

***

Градский впервые выехал за границу в 1988 году - в США «с группой деятелей искусства, кино и политики».

***

Градский, как и многие гении, полагает что может взяться за всякое дело и все у него получится. И хитро приговаривает:

– Если не получится – об этом никто не узнает… – выброшу в помойку!

***

23p2162-51.jpg

Пожелай он променять высокий музыкальный дар на низкое искусство публицистики, точно преуспел бы. Лет десять назад Саша от скуки курортной за пару часов на наших глазах наваял газетную полосу. Шедевр немедленно опубликован был в «Новом Взгляде». Цитируем.

«Ничего нет страшного в том, что бывший секретарь комсомольской организации создает диссидентский театр. А бывший секретарь ЦК борется с диктатурой, что «правдист» «толкает» на телевидении свободу слова, а гэбэшник – предприниматель, капиталист и политикан одновременно. Не беспокоят и даже веселят та скорость и тот практицизм, с которыми комсомольские серые «тройки» с обязательным синим галстуком были заменены «Карденом» и свистнутыми из театральных запасников казацкими атрибутами. Не раздражает меня бывший антисоветчик, матерщинник, плейбой, любитель джаза и фарцовщик, ставший моралистом и славянофилом, ибо давно известны его привычка и талант быть всегда «анти» - что угодно и умный, тонко просчитанный авантюризм. Очаровательны скорбно страдальческие лица нынешних телегероев, повествующих о тяжких испытаниях в парижских застенках, нью-йоркских каменоломнях и казематах Мюнхена. Но плохо, когда человек, надевший дедова Георгия, сидит в одном ряду с идейным последователем того, кто казнил его деда, а христианин выбирается в президиум вместе с представителем партии, изгонявшей и уничтожавшей христианство».

Резонанс был адекватный масштабу колумниста. Однако впредь упражняться в публицистических экзерсисах музыкант поленился. Отечественная периодика так и не приобрела харизматичного мастера складывать слова во фразы. Александр продолжает складывать ноты. В нечто восхитительное.

***

Градский = гений. Нет сомнений.

Евгений Ю.ДОДОЛЕВ.

Фото Марии ГРАДСКОЙ и из личного архива Александра ГРАДСКОГО.

Редуцированный вариант статьи опубликован в журнале Михаила Леонтьева «Однако» №8, 2009 (www.odnakoj.ru).

DVD-обзор

Компания «СОЮЗ-видео» представляет на DVD интереснейшие документальные фильмы, классику американского кинематографа, а также мультики, созданные еще в СССР.

«ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ»

(Великобритания, 2005)

Жанр: документальный

Режиссёры: Пол Бэрджесс, Джон-Пол Дэвидсон

В ролях: Эмили Бруни, Дэн Бадаро

Бесстрашная в войне, страстная в любви и безжалостная со своими врагами – великая российская императрица Екатерина II многое сделала для развития нашей страны. Период её правления часто считают "золотым веком" Российской Империи. В 1744 году юная немецкая принцесса по имени Софья (будущая Екатерина) приехала в Россию и вышла замуж за наследника престола и будущего императора Петра III. Она быстро поняла, что её супруг дает ей много шансов к тому, чтобы предстать в глазах окружающих едва ли не единственной надеждой на спасение от его диких выходок и сумасбродства, поэтому настойчиво стремилась к тому, чтобы быть в хороших отношениях с влиятельнейшими вельможами и иерархами православной церкви. Будущая императрица много занималась самообразованием, читала труды французских просветителей и упорно осваивала русский язык. Таким образом, дворцовым переворотом в июне 1762 года на российский престол была возведена не случайная женщина, а человек, долго и целеустремленно готовившийся к принятию этой непростой роли.

«ЕВА БРАУН: ВЛЮБЛЁННАЯ В ГИТЛЕРА»

(Франция, 2007)

Жанр: документальный

Режиссёр: Изабель Кларк

"Я не обещаю вам счастья, но о вашей любви будет говорить весь мир", – предсказала гадалка юной Еве Браун. Возлюбленным Евы Браун стал человек, который начал Вторую мировую войну. Документальный фильм об истории любви обычной немецкой девушки и фюрера - "отца нации". Отношения Евы Браун и Адольфа Гитлера продолжались 15 лет, в декорациях расцвета и краха Германской империи, Второй мировой войны и гибели миллионов людей.

С 1937-го по 1944 год Ева Браун сняла ряд уникальных любительских кинофильмов. Эти фильмы приведут нас в святую святых Третьего Рейха, резиденцию Гитлера - Бергхоф, настоящий мозговой центр нацистского режима. В 1945 году эти уникальные документы станут трофеями секретных служб союзников и позже будут использованы как улики на суде над главами нацистского режима. Теперь все эти съёмки расположены в хронологическом порядке, с подробными комментариями, чего раньше никто не делал.

«ЛУЧШИЕ КОМЕДИИ. ПОДАРОЧНОЕ ИЗДАНИЕ» /3 DVD/

(США, 1994 - 2001)

Жанр: комедии

В ролях: Роуэн Эткинсон, Вупи Голдберг, Джим Керри, Лесли Нильсен

Три знаменитейшие американские комедии, с участием лучших комедийных актёров Голливуда, вошли в трёхдисковый подарочный бокс: «Крысиные бега», «Тупой и ещё тупее», «Дракула: Мёртвый и довольный». Это и отличный подарок, и отличное времяпрепровождение для всей семьи!

«МОЛЧАНИЕ ВЕТЧИНЫ»

(Италия/США, 1994)

Жанр: комедия

Режиссёр: Эцио Греджо

В ролях: Билли Зейн, Эцио Греджо, Джоанна Пакула

Эксцентричная пародийная комедия, взорвавшая смехом напряжённые сюжеты Голливудских триллеров – “Психо”, "Основной инстинкт", "Молчание ягнят", "Женщина в красном", “Твин Пикс”.

«ГОТОВА НА ВСЁ»

(США, 1993)

Жанр: триллер

Режиссёр: Харольд Беккер

В ролях: Алек Болдуин, Николь Кидман, Билл Пуллман

На фоне тихой жизни маленького городка в Новой Англии разворачиваются леденящие душу события, необратимо вовлекая в запутанный узел интриг и предательств преуспевающего хирурга, очаровательного покорителя женских сердец, молодого профессора колледжа и его красавицу-жену.

«РОЗЫ ДЛЯ ЭЛЬЗЫ»

(Россия, 2009)

Жанр: триллер

Режиссёр: Егор Кончаловский

В ролях: Михаил Ефремов, Елена Коренева

Ей 17 лет, она романтична и грезит о принце на белом коне, совершенно не ориентируясь в реальном мире. К тому же её зовут Эльза... История о том, как какой-то маленький и, казалось бы, незначительный поступок может послужить причиной настоящей лавины катастроф и личных несчастий, от которых не застрахован никто…

«ДАВИЛКА»

(Австралия/США/ЮАР, 1995)

Жанр: ужасы

Режиссёр: Хоуп Дэвис

В ролях: Роберт Инглунд, Тед Левайн

Роберт Инглунд в фильме, снятом по мотивам рассказа Стивена Кинга. В одной из прачечных маленького городка в Новой Англии происходят странные и ужасные вещи. Со многими сотрудницами при выполнении ежедневной работы происходят несчастные случаи, нередко заканчивающиеся смертью. Эти события заставляют местного детектива Хантона начать расследование. Его сосед, изучающий оккультные науки, утверждает, что сам демон повелевает древними механизмами, заставляя их перемалывать кости невинных людей. Цинику Джону трудно поверить, что ему противостоят могущественные силы зла, но странное поведение владельца прачечной, загадочного Билла Гартли, не оставляет сомнений...

«МАЛЬЧИК С ПАЛЬЧИК» /3 DVD/

(СССР, 1950)

Жанр: мультфильмы

В подарочное издание вошли сборники лучших советских мультфильмов.

Сборник «В гостях у сказки»: "Лесные путешественники", "Братья Лю", "Чужой голос", "Волшебный клад", "Жёлтый Аист", "Машенькин концерт".

Сборник «Чудо-мельница-1»: "Чудо-мельница", "Чудесный колокольчик", "Мальчик с пальчик", "Петух и боярин", "Старик и Журавль", "Чудесный колодец".

Сборник «Чудо-мельница-2»: "Храбрый портняжка", "Золотое пёрышко", "Капризная принцесса", "Исполнение желаний", "Горшочек каши".

Материал подготовил Василий КОЗЛОВ.

Самый верный друг

23p115-1-19.jpg

В российском коинопрокате с большим успехом идет новый фильм Лассе Хальстрема "Хатико: самый верный друг". Автор таких семейных мелодрам, как "Что гложет Гилберта Грейпа", "Шоколад", "Корабельные новости", создал пронзительную историю о дружбе человека и собаки. Причем в картине четвероногий товарищ по своим нравственным (если этот показатель можно отнести к животному) качествам превосходит многих людей.

История, рассказанная в фильме, не нова. Дружбе человека и собаки посвящали свои произведения Тургенев ("Муму"), Куприн ("Белый пудель"), Чехов ("Каштанка"), Д.Лондон ("Белый клык"), об этом были картины "Ко мне, Мухтар!", "Джульбарс", "Пограничный пес Алый", ленты зарубежных мастеров. Правда, в советских картинах собака чаще всего выполняла вместе с человеком его общественные и профессиональные обязанности. Но была в практике отечественного кинематографа лента, где взаимоотношения человека и четвероногого друга не касались "производственной темы" – "Белый Бим, Черное ухо".

Именно по этому пути пошел Л.Хальстрем. Перед Ричардом Гиром, сыгравшего в "Хатико" Паркера, стояла невероятно трудная задача. Еще великий Станиславский предупреждал мастеров сцены, что даже самый гениальный актер не сможет переиграть животное и ребенка. Скорее всего, Гир знал об этом, но согласился на роль. Во многих фильмах актер демонстрировал чудеса верности и любви к соплеменникам из рода человеческого, которые чаще всего предавали его. Впервые герой Гира был любим преданным ему и только ему песиком. Актер на экране сдержан и благороден. Не умаляя его профессионализма, все-таки следует признать: экранный Хатико эмоционально воздействует на кинозрителей более сильно.

И неслучайно, наверное, на последнем Венецианском международном кинофестивале Р.Гир появился на красной дорожке с акита-ину (порода собаки), исполнительницей Хатико, вызвав бурю восторга у зрителей и необычайный ажиотаж у папарацци. А на пресс-конференции актер заявил:

В этом году у меня юбилей – мне уже 60 лет. Работа с такими партнерами (собачку в картине играют три особи акита-ину. – Прим. ред.) – просто небывалое везение и бесценный подарок к моему юбилею.

Пересказывать сюжет фильма и рецензировать его мы не станем. Надо просто пойти в кинотеатр и посмотреть эту душещипательную историю, интернациональную и универсальную по своей сути. И не стесняйтесь, если отдельные эпизоды фильма заставят вас вынуть носовые платки. Это слезы очищения, а они так необходимы любому человеку в наш жестокий век.

Владимир СЕРГЕЕВ.

вторник, 3 ноября 2009 г.

Юбилей

Сегодня Народный артист России Александр Градский отмечает 60-летний юбилей. Поздравляем!!!