Поиск по блогу

пятница, 23 октября 2009 г.

Сказка про то, как Иван Каменную Княжну спасал

Студия Wolt Disney Pictures представила первый российский проект (режиссер и актеры – наши соотечественники) - художественный фильм по мотивам русских сказок «Книга мастеров». Достойное продолжение киноколлекции сказок советского периода – таких, как «Морозко», «Финист – Ясный сокол», «Там на неведомых дорожках…» и др., на которых выросло не одно поколение россиян. И можно утверждать, что это, пожалуй, лучший фильм для детей, снятый после развала кинопроизводства в нашей стране. Наконец-то появился достойный продукт – с неплохим сценарием и прекрасной режиссурой, отличной игрой актеров (как классиков, так и новичков) и симпатичными спецэффектами, а также, что немаловажно, с хорошей дозой отличного юмора. И никакого американского морализаторства.

Каменная Княжна – одинокая и холодная красотка (Ирина Апексимова), заточенная в крепость по нелепой случайности: будучи ребенком, она нашла бел-горюч камень Алатырь, за это и поплатилась. Сидит она в этой каменной башне одна-одинешенька, и хочется ей вырваться на волю и наказать весь мир за несправедливость. Освободить её может только супермастер, который оживит камень Алатырь силой своего творчества. Волею судьбы этим мастером оказывается Иван (Максим Локтионов), да не дурак, а совсем наоборот. На его долю выпадают многочисленные испытания, и он с честью их одолевает.

На трудном пути Ивану встречаются герои из других сказок, но они органично вписались в эту историю – Русалка (Екатерина Вилкова), 34-й Богатырь (Михаил Ефремов), Говорящее Зеркало (Валентин Гафт) и Говорящий Конь (Сергей Гармаш), Кощей Бессмертный (Гоша Куценко), Каменный Рыцарь с благородным сердцем (Артур Смольянинов), Баба Яга (Лия Ахиджакова). Все герои сказки влюблены или находятся в поисках любви, поэтому все испытания им оказываются по плечу. Фильм хорошо смотреть всей семьей, здесь каждый найдет для себя что-то свое. Не последнюю роль в создании атмосферы картины играет музыка, а отдельным номером в фильм вошла песня «Дорога» в исполнении певицы МакSим.

Екатерина ПОПОВА.

Коротко

Концерт памяти Муслима Магомаева состоится в ММДМ 1 ноября. В нем примут участие Симфонический оркестр Москвы, солисты арт-проекта «Тенора XXI века». В программе прозвучат самые известные песни из репертуара певца.

Дэниел Дэй-Льюис и Бенисио Дель Торо согласились сняться в новом фильме Мартина Скорсезе «Тишина». Кроме них, в проекте задействован Гаэль Гарсия Берналь. Драма основана на романе Сусако Эндо.

Ежегодная церемония вручения наград MTV Europe Music Awards пройдет в Берлине 5 ноября. Несмотря на то, что эта музыкальная награда является европейской, среди ключевых номинаций очень много артистов из Америки.

Вчера в FM Club состоялся первый сольный московский концерт казахстанской рок-группы «МайОлиКа». Солистка и автор репертуара Ольга Майорова. Прозвучали композиции с дебютного альбома коллектива «Счастье по карманам» (2008). 

Голливудский актер Джеймс Франко («Харви Милк», «Ананасовый экспресс: Сижу, курю») собирается выпустить сборник рассказов. В настоящее время 30-летний Франко посещает курсы писателей.

Вокалист британской группы Black Sabbath Оззи Осборн сдал экзамен на вождение автомобиля. Рок-исполнитель поделился: «Пусть мне уже 60 лет, но я сделал это! Впервые в жизни буду законно водить автомобиль!»

Ежегодный фестиваль лучших песен, звучавших в эфире телеканала «Россия» за год, пройдет в ГКД 7 ноября. Участниками шоу «Лучшие песни-2009» станут Филипп Киркоров, Кристина Орбакайте, Валерия и многие другие.

Микки Рурк долго горевал после смерти чихуахуа Локи и только сейчас смог приобрести себе нового любимца. Теперь он появляется на людях с какаду на плече. Попугая зовут Санни.

Презентация нового альбома Николая Носкова «Оно того стоит» состоится 5 ноября. «У меня завершился этап созерцания, медитации – начался новый период «бури и натиска», - говорит г-н Носков.

Сати Казанова напоила Дайнеко

Дождливым осенним вечером в модном столичном клубе праздновала день рождения участница группы «Фабрика» Сати Казанова. Начало торжества пришлось на самый час пик, так что большинство приглашенных томилось в пробках. И расстроенная Сати придумала оригинальное «наказание» для опоздавших – каждый новый гость на пороге должен был осушить пол-литра пива. Две другие солистки "Фабрики" Саша Савельева и Ирина Тонева всячески помогали имениннице и подруге .

Среди первых жертв оказались солисты группы «Корни» - их, правда, хватило лишь на три глотка, но ребята предусмотрительно прихватили кружки с собой. Следующей гостье вечера – Виктории Дайнеко не хотели наливать вовсе, так как та была за рулем, но Вика не сдавалась: «Положено, так положено. Ради Сати выпью до дна!» И не подвела. Ее "рекорд" не сумели побить ни Александр Серов, ни Игорь Матвиенко, ни Марк Тишман, ни Ирина Дубцова, пришедшая на праздник с новым бойфрендом. Саша Савельева тоже зря старалась – выпить целую кружку она так и не смогла. Ирина Тонева, которая вообще не пьет, постигала другую науку: училась наливать пиво для гостей из трехлитрового тубуса. Когда ей (не без труда, впрочем) удалось наполнить очередную "штрафную" до краев, все присутствующие зааплодировали. Рыжий Иванушка, которого и так часто застают в руках с бокалом, побоялся пить пиво на глазах прессы.

Пока одни звезды дегустировали пенный напиток, другие занимались совершенно другими делами. Полина Гагарина, например, расхаживала по залам и изучала оформление стен, специально придуманное к этому празднику. Со всех развешанных плакатов, стилизованных под рекламу в духе советского времени, улыбалась Сати. Лозунги к ним придумала сама виновница торжества: «Мое счастье зависит от ваших успехов», «Образцово подготовимся к Путине».

Апогеем праздника стало выступление кумира всех присутствующих – Александра Серова, под песни которого лихо отплясывал даже любимый продюсер именинницы И.Матвиенко.

Ольга ЛОСКУТОВА.

Фото автора.

Страйк на вечере памяти Михея

Вечер памяти Михея («Михей и Джуманджи») состоится 28 октября в клубе «Б2». В нем примет участие молодой соул-исполнитель Страйк (на фото) – продолжатель традиций русского мелодичного речитатива и открытие известного продюсера Влада Валова и певицы Ёлки. Отдавая дань памяти своему знаменитому земляку, в этот вечер Страйк исполнит свои новые песни, среди которых «Ритм дождя», «Топ модель №1», а также уже известную столичной публике композицию «Девочка в метро». На вечере певец впервые споет дуэтом с Ёлкой.

В концерте также примут участие известные артисты, которые исполнят как свои песни, так и композиции Михея. В этот вечер на сцену выйдут: Bad Balance (с песнями, в которых принимал участие Михей), Ёлка, Mr. Bruсe, Сергей Кот, Инна Стил, Мангол, Al Solo, Виола, Ираклий, White Hot Ice, Ю-Ла, «Шао? Бао!», Гера Моралес, МД & С Павлов, Big Black Boots и многие другие.

Уже седьмой год почтить память Михея соберутся близкие, друзья, поклонники и последователи его творчества. Собранные средства от концерта будут переданы маме Михея.

А накануне, 27 октября в клубе «Jet Set» состоится первый сольный концерт Страйка. Закрытый клубный концерт обещает быть интересным.

Я уверен, что Страйк изменит всю русскую музыкальную индустрию, его талант перевернет представление людей о том, что такое соул-культура, – говорит Влад Валов.

Виктор СМИРНОВ.

Кама собирает гостей

В Перми прошел IV Международный этнофутуристический фестиваль "КАМWA-2009". Это событие объединило народные традиции и современные формы, их воплощающие, народное творчество и городскую культуру. Имя фестивалю, в названии которого используется сочетание древних финно-угорских корней "кам" – человек, шаман, и "ва" – вода, дала река Кама, на которой и стоит древний русский город Пермь.

Фестиваль дал уникальную возможность погрузиться в атмосферу многонациональной, яркой, самобытной культуры Урала и Сибири. Но участниками праздника стали не только жители Пермского края. Среди гостей были авторы и исполнители из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и других городов и регионов России, а также гости из Норвегии, Индии, Австрии, Украины. Условием отбора на фестиваль был высокий профессиональный уровень и главное – использование в творчестве этнического материала. Поэтому в Перми можно было услышать и электронную музыку, и волынки, и великолепный фольклор народов Прикамья в потрясающем акапелльном исполнении фольклорных ансамблей деревень Кукушка, Красный Луг, Куманча (шедевры фольклора Пермского края в исполнении жителей сел и деревень в возрасте от 7 до 85 лет, по счастью, увековечены уже серией  DVD-дисков – "Золотой фонд Пермского края").

Руководила устройством фестиваля Пермская региональная общественная организация по продвижению культурных и молодежных программ "КАМWA" при поддержке Министерства культуры и массовых организаций Пермского края. Организаторы фестиваля, получившие на минувших "Дягилевских сезонах" титул лучшего продюсерского проекта в сфере культуры и искусства в Пермском крае, Пермская филармония удивили гостей масштабом и разнообразием развлекательной программы. Так, впервые в Пермь приехали знаменитые индийские музыканты группы "Sayari", украинская группа "Даха-Браха" собирала на своих выступлениях тысячи зрителей. Кстати, "Даха-Браха", пожалуй, самое крупное событие не только для украинской, но и для всей славянской музыкальной культуры за последние несколько лет. В инструментальном "арсенале" этой группы присутствуют как традиционные для Восточной Европы скрипки, трещотки, гармони, так и совсем неожиданные инструменты: виолончель, индийские таблы, маракасы.

В рамках фестиваля на площадке музея современного искусства Перми с огромным успехом прошел показ – "Этномода", концепцией которого стала тема древнего Камского моря. Здесь был представлен любопытный проект "Экоодежда", специально для которого пермские дизайнеры и предприятия легкой промышленности подготовили эксклюзивные коллекции.

Поклонников прикладного искусства привлекли два выставочных проекта – "Коловерть" и "Волшебство", в рамках которых вниманию зрителей были представлены творчество пермских художников, интересные работы из глины и тканей. Для любители клубной культуры специальный гость фестиваля – DJ и композитор из Австрии Dunkelbunt представил оригинальную электронную музыку – смесь даба, джаза и электроники. Руководитель школы танца провинции Телемарк (Норвегия) Карин Бреннесвик провела мастер-классы по традиционному норвежскому танцу с элементами игры, импровизации и акробатических трюков. В рамках фестиваля прошли "круглые столы" по проблемам этнокультурного развития региона, многочисленные мастер-классы мастеров декоративно-прикладного творчества, перформансы, клубные встречи.

В архитектурно-этнографическом музее Хохловка, расположенном на высоком берегу Камы, при стечении десяти тысяч гостей прошел Праздник Нового Хлеба – реконструкция старинного обряда, известного многим народам, приуроченного к сбору урожая. По традиции звучали жнивные песни, устраивались игры, хороводы, все желающие угощались румяными караваями. Завершился праздник пятичасовым гала-концертом под открытым небом.

Владимир ВАХРАМОВ.

Юбилей легендарного фестиваля

Традиционно ноябрь радует москвичей и гостей столицы приятными ностальгическими воспоминаниями по «старым добрым временам». И нынешний год не стал исключением. 4 ноября в Москве вновь состоится необыкновенное шоу «Легенды Ретро FM». Фестиваль отмечает пятилетний юбилей. А  это значит, что праздничное  шоу в с/к «Олимпийский» обещает  стать  самым  ярким, масштабным и  запоминающимся.

Юбилейный фестиваль будет состоять из множества сюрпризов. Впервые российские поклонники увидят и услышат, как две суперзвезды 80-х - Сандра и Томас Андерс споют дуэтом! Их совместный хит «The Night Is Still Young» ещё летом вышел отдельным синглом, а клип попал в ТВ-ротацию.

После долгой паузы на сцену, наконец, выйдет легендарный певец и композитор Тото Кутуньо. Впервые за последние 10 лет состоится концертное выступление культовой российской группы 90х - «Восток».

Российские хедлайнеры юбилейных «Легенд Ретро FM» будут такими же яркими. Мегазвезда советской эстрады София Ротару подарит  своим  поклонникам  по-настоящему  необычное  выступление  и  споёт  несколько   золотых  хитов  70-80-х  годов,  которые  она  уже  много  лет  не  исполняла  на  сцене. Своих многочисленных фанатов порадуют народный кумир Юрий Шатунов и королева рок-н-ролла Жанна Агузарова.
Отдельным номером праздничной программы станет выступление одной из самых ярких звёзд 90-х - шведской группа E-Type, исполнителей сумасшедших танцевальных хитов «Angels crying» и «Russian Lullaby».

И конечно же, на юбилейном фестивале выступят самые любимые отечественные группы - «Мираж» (Наталия Гулькина и Маргарита Суханкина), «Технология», «Белый орёл», «Комбинация» (Алёна Апина и Татьяна Иванова), «Электроклуб» (Виктор Салтыков) и многие другие. Имена ещё нескольких звёздных участников концерта пока держатся в секрете.

Если вспомнить историю этого фестиваля, то вот уже пять лет Ретро FM возрождает музыкальные легенды и объединяет самых ярких звёзд 70-х, 80-х и 90-х. Легендарные группы Dschinghis Khan, Arabesque, Secret Service вновь вернулись на сцену после 20-летней паузы и впервые приехали в Россию именно благодаря этому фестивалю, сцена которого стала первой площадкой, на которой выступили возрождённые звёзды. Приятно сознавать, что их возвращение к своим поклонникам спустя десятилетия произошло не в Германии, не в Швеции, не где-либо ещё в мире, а именно в нашей стране. Специально для выступления на «Легендах Ретро FM» буквально на один день воссоединилась супергруппа 90-х – Army Of Lovers, здесь же прошло и первое крупное выступление в Москве ещё одной легенды 90-х – Ace Of Bace. И, конечно, нельзя забыть такие события, как воссоединение на этом фестивале группы «Ласковый Май» или дуэта Дельфина и Русалки Игоря Николаева и Наташи Королёвой.

Этот фестиваль - не только место встречи поп-кумиров эпохи диско со своими многочисленными поклонниками, но и по-настоящему необыкновенное шоу с феерической постановкой, полное сюрпризов и самых трогательных ностальгических моментов.

Василий КОЗЛОВ.

В Москву Z.I.M.A пришла

Музыка тувинско-московской группы Z.I.M.A – пестрый лоскутный ковер, соединяющий в себе харизму и драйв солиста и лидера команды, потомственного шамана Сергея Зимы, ироничные тексты, колоритные мелодии и лощеные аранжировки в лучших традициях брит-попа. В активе группы Z.I.M.A одноименный дебютный альбом, записанный с Корнеем и Дэном Маринкиным, сотрудничество с музыкантами группы «Мумий Тролль», выступление на фестивале «Крылья».

На днях состоялась презентация группы. Ребята представили как песни из первого альбома, так и композиции из готовящейся к выходу пластинки «Индеец - я!». На ней музыканты кардинально изменили свой стиль, отказавшись от надрывного эмо-гранжевого звучания и пронзительной любовной лирики в пользу неорокапопса с элементами арта и текстов с легким оттенком социальности.

Z.I.M.A - это как если бы Бутусов перестал быть манекеном, и его пробило на позитивную волну, – говорит о коллективе легендарный музыкант Ник Рок-н-Ролл. – Они не врут и не лукавят.

Сергей ВОРОНОВ.

Алый король, или 20 лет спустя

В сентябре 1989 года покойный Юлиан Семенов реализовал самую впечатляющую из своих авантюр. Ровно 20 лет назад в Мексике советский писатель де-юре учредил МАДПР (Международную ассоциацию детективного и политического романа). Де-факто эта конструкция, ключевым в коей было прилагательное «международная», существовала и до этого; главным образом, в речах и служебных записках отца-основателя. Но в Мексике зарегистрирована была в соответствии с законами штата Гвереро, губер которого был по-латиноамерикански страстным поклонником писательских дарований Джона Ле Карре, Юлиана Семенова и Жоржа Сименона (который, кстати, был аккредитован на серии мексиканских мероприятий, но умер 4 сентября, за пару недель до начала работы форума).

Я никак не мог взять в толк, каким образом на столь представительном международном писательском слете, в работе которого принимали участие маститые классики с мировыми именами, советская делегация, помимо самого Юлиана Семеновича и пары респектабельных детективщиков, состояла, вообще говоря, из журналистов, на счету которых хоть и были книги, но отнюдь не детективного жанра: Дмитрий Лиханов, Евгений Додолев, Артем Боровик. Последний, в отличие от нас с Димой (уже состоявших в штате семеновского ежемесячника «Совершенно секретно»), работал тогда в международном отделе журнала «Огонек», у Виталия Коротича. Но только номинально, поскольку была достигнута договоренность, что Артем Генрихович станет-таки замом Юлиана Семеновича (что было сложным решением в контексте неприязненного отношения Семенова к Боровику-старшему). То есть фактически делегация наша (самая многочисленная на съезде, где скандинавские страны и Азию представляло по одному писателю) сформирована была из сотрудников «Совсека», первый номер которого вышел лишь в мае 1989 года. На самом деле мудрейшему мистификатору Семенову важно было на международном уровне легализовать и свою руководящую позицию в созданной им МАДПР, и новое СМИ.

История этого издания – носившего «противоестественный» титул «первого советского частного» – началась в феврале того же года. В одном из «верхних люксов» державной гостинцы «Украина», служившем резиденцией бесподобного манипулятора Семенова. Я помню наш с ним темпераментный разговор. В котором живейшее участие приняла очаровательная Ольга Юлиановна, младшая дочь писателя, в значительной мере выполнявшая непререкаемую функцию той самой безымянной женщины, которая парит за правым плечом каждого великого мужчины. Я визировал его труд для публикации в «Московском комсомольце», и баталии развернулись вокруг околонормативного слова «целка». Семенов сердито декларировал, что, мол, пора заводить свою собственную газету. Да и телеканал бы тоже неплохо, иронизировал я. Но когда он озвучил предполагаемое название бренда и его простую (как все гениальное) концепцию, стало очевидно, что, во-первых, это не импульсивное сотрясение воздуха, а обдуманное решение, а во-вторых, – решение абсолютно перспективное.

Впрочем, покинуть журнал «Смена», являвшийся органом славного ЦК ВЛКСМ и перейти в «частную лавочку» (© главного редактора комсомольского издания) я решил не из-за служебных перспектив, а ради сакрального удовольствия работать с подлинным гением. Именно и только так. Гением. Речь не о творческом наследии писателя; его оценивают специально обученные люди, имя коим – рецензенты. Я имею в виду захватывающий масштаб личности, величественный феномен победителя системы. Не черный, не белый. Ходит, как хочет. Семенов – король цвета крови на монохромном шахматном поле.

И Юлиан опроверг доктрину, что, один, мол, в поле не воин. Он в одиночку сумел систему одолеть. Это на самом деле его девиз: свой среди чужих, чужой среди своих. Только по умолчанию все предполагали, что у него в тайной обойме есть масса «своих». В т.н. органах думали, что номенклатурное происхождение и связи гарантируют прозаику иммунитет. Партийное руководство допускало, что мастер пера завербован КГБ СССР. И те, и другие не смели игнорировать место Семенова в отечественной богеме (занимаемое им не только из-за брака с представительницей клана КончаловскихМихалковых); в СССР под словом «культура» понимали субкультуру советской интеллигенции (© Кирилла Разлогова), при этом она (и «культура», и «полуителлигенция») была неотъемлемым элементом ядерного агитпропа. Короче, с Юлианом все считались, всякий по-своему почитал, и респект подразумевался тотальный.

Согласно тезису канадского поэта Леонарда Коэна (First We Take Manhattan), советский прозаик пытался (и небезуспешно) изменить систему изнутри во избежание приговора, обрекающего побежденного на десятилетия скуки.

Семенов не допускал и мысли о коллапсе империи. Да и не желал этого. Будучи истерзанным романтиком, он грезил о сакраментальном «социализме с человеческим лицом» (© Михаила Горбачева). И выстраивал авантюрные схемы обхода правил. Убедить политбюрошного куратора медиа-отрасли Егора Лигачева в необходимости издания собственной газеты не смог. Поэтому издание «Совершенно секретно» позиционировалось как… бюллетень. Бог весть, что это такое, но визы ЦК КПСС на это не требовалось. А оформленные в черно-желтой гамме сборники «Детектив и политика», в которых мы тогда – гласность! – отвязывались, издавались, как… приложение к «Совсеку». Здесь бы уместно поставить «смайлик».

Однако было очевидно, что рано или поздно любая оттепель сменится заморозками. И Семенов понимал, что идеальной крышей для его издательского дома будет именно международная организация творческой масти. Поэтому, инициировав создание МАДПР, великолепный авантюрист сразу же учредил и МШК (Московскую штаб-квартиру) этой организации. И тем самым вывел флагман под названием «Совершенно секретно» в нейтральные воды.

Одним метким выстрелом убита была пара жирных зайцев. Потому что и на Западе отныне Юлиан мог фигурировать не как советский журналист (а он был лучшим из наших!), но как шеф международной писательской организации.

Систему гений таким образом в очередной раз одолел. Но система системой. А от судьбы, увы, спасенья нет. В сентябре 1993 года он умер. За исключением разве что Артема Боровика & Вероники Хильчевской, у гроба короля стояли люди, которых при жизни он не привечал.

Евгений Ю.ДОДОЛЕВ.

Редуцированная версия статьи опубликована в №01 журнала "Однако" (редактор Михаил Леонтьев).

Я слышу зов корней своих...

        Сергей ЗАЙЦЕВ – кинорежиссер, член-корреспондент Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, директор и художественный руководитель киностудии «Русский путь», Президент Международного кинофестиваля «Русское Зарубежье». Предлагаем вашему вниманию беседу нашего корреспондента с человеком, творческий путь которого тернист, но необыкновенно плодотворен.

– Сергей Леонидович, у вас первое образование музыкальное. Вы композитор?

– Да, было такое в моей жизни.

– И вдруг вы резко развернулись, пошли учиться на Высшие режиссерские курсы. Чем это вызвано?

– В Гнесинское училище меня занесло увлечение популярной музыкой. Когда я посмотрел фильм «АВВА», шедший в нашем прокате в 1981 или 1982 годах, то так «заболел» ими, что пошел учиться игре на фортепиано. Параллельно закончил школу по тромбону, играл на бас-гитаре, на балалайке, на ударных… Но учась в Гнесинке, я вспоминал про кино все чаще и чаще. Вот как захватил он меня с детства – советский наш великий кинематограф, представленный замечательно во всех жанрах, так это, видимо, во мне и сидело. Уже после Гнесинки я постигал науки сначала на сценарных курсах при ВГИКе, а затем на Высших режиссерских курсах. Человек в итоге делает то, что он хочет. Мы живем так, как мы хотим - это мое глубокое убеждение. То, что имеем, того и заслуживаем. Это все наших рук дело: то, что вокруг нас, то, чем себя окружили, чего добились во всех смыслах - и хорошего, и плохого.

– Вы сказали как «мы живем», а как вы лично живете?

– Я стараюсь не жаловаться на жизнь. У меня, как и у всех, есть проблемы, иногда и горькие мысли посещают. Периодически возникает в душе паникообразное состояние: как я все успею! Обычно получается так: либо все успеваешь, либо не успеваешь то, что не надо. Вообще Господь удивительно жизнь нашу устроил: человек может успеть абсолютно все, что он хочет в своей жизни! Средняя продолжительность жизни совсем не мала для этого.

– Тогда следующий вопрос, почему именно документальное кино?

– Документальное кино получилось совершенно неожиданно. Я закончил мастерскую игрового кино и документальное не собирался снимать. Но это интересный жанр. А сейчас-то документальное кино гораздо интереснее, чем игровое. Это не значит, что я не хочу сделать игровое кино – вернуться к своему изначальному предназначению. Но документальное кино гораздо многограннее. Это же не придуманное! Вот в чем его прелесть. Вот в чем мой интерес к нему заключается. Не придуманное! Подлинное!

– Документ жизни… Именно это притягивает?

– Да. Я человек, который зов корней своих слышит совершенно отчетливо. Конечно, я не пришел в документальное кино по щелчку пальцев. Просто в середине 90-х кинематограф был абсолютно разрушен в России, и снимать было нечего и не на что. А снимать очень хотелось хоть что-нибудь. Документальное кино, безусловно, снять проще.

– Но, наверное, и судьба его сложнее?

– Конечно. Я вообще считаю, что документальное кино у нас сейчас в катастрофическом положении находится. Жанр погублен. Настоящего авторского документального кино попросту нет. Его можно увидеть только на каких-то специальных фестивалях. Но ведь в залы эти, как правило, ходят истинные любители, а это очень маленький процент от населения того или иного города. Поэтому массовый зритель документальное кино не может посмотреть.

– А что может дать толчок к развитию документального кино?

– Авторское телевидение. Но телевидение сейчас не будет этого делать: оно сейчас к другому приучило нашего зрителя - не думать над какими-то серьезными проблемами, просто пережевывать информацию.

– Что заставляет вас продолжать снимать документальное кино, несмотря на трудности, связанные с ним?

– Не знаю – меня просто влечет к нему. Кроме того я не хочу заниматься производством однодневного продукта – то, чем все телевидение, все каналы занимаются. Сняли, посмотрели, забыли, стерли кассеты. Я хочу, чтобы то, о чем я говорю, оставалось, доходило до людей. Пусть не сразу, пусть через пять, через десять лет. Надо пытаться говорить о вечном. Один мой приятель – писатель вывел такую формулу: люди переживают испытание: кто-то – смертью, кто-то временем, кто-то вечностью. Высоцкий пережил испытание смертью. Его помнят двадцать пять – тридцать лет после смерти. Гумилев пережил испытание временем, а Шекспир - испытание вечностью. Кинематографу вообще отроду сто лет. И за сто лет он трансформировался колоссально. Кинопродукт быстро устаревает. Но есть произведения, которые люди всегда смотрят. Чарли Чаплин, например. Мне хочется к этому стремиться. А иначе я делал бы какую-нибудь передачу на телевидении и зарабатывал деньги. Но ведь не в этом смысл жизни.

– А в чем, можете сказать?

– Я человек верующий, поэтому считаю себя человеком грешным. Грехи свои пытаюсь осознавать. О профессии же могу сказать следующее: я заметил в последнее время, что произведение искусства, в котором нет Бога, меня не интересует. Зачем такое произведение вообще нужно? Ведь иначе получается, что это показ каких-то пороков, желаний, разыгрывание сиюминутных ситуаций, страстей. Все это не пища для души, ума и сердца. Выпускать такие произведения – богопротивное дело. Это то, чем в основном занимается наше телевидение, кинематограф, литература современная… Тенденции печальны. Конечно, они во многом продиктованы новыми рыночными условиями, в которые погрузилась страна. Но что делать? Если ты считаешь себя художником, то надо оставаться честным и думать о Боге. В этом отчасти и есть смысл жизни, который до конца не дано постичь.

– За фильм «Погибли за Францию» вы получили «Золотого орла»

– «Погибли за Францию» я сделал в 2003 году (до него я снял уже три фильма), просто он был отмечен разными наградами, и до сих пор продолжает получать. В прошлом году из Можайска я привез Гран-при с фестиваля документальных фильмов «Бородинская осень». Людям нравится эта картина. Хотя я не считаю ее лучшей своей работой. Для меня лучшим фильмом является картина «Чаша» из дилогии о красноярском художнике Андрее Поздееве.

– А какова прокатная ситуация с вашими фильмами?

– Ну, на судьбу ленты «Погибли за Францию» я не жалуюсь. Его показала масса региональных компаний, РТР, французский канал «Одиссея», для двух показов фильм закупает наш канал «Культура». Что касается других картин, то их постигает та же участь, что и основное количество документальных картин моих коллег – российских документалистов – их смотрят на фестивалях, на разовых встречах со зрителями.

– На что же тогда живет документалист?

– На деньги, которые он получает в качестве гонорара от своей конкретной работы. Министерство культуры и Комитет по телекоммуникациям финансирует авторское документальное кино, другое дело, что эти фильмы не берет к показу телевидение. Поэтому нет этого мостика от заказчика к зрителю. Фильмы делаются и кладутся на полку, их не смотрят – вот в чем катастрофа! Мы видим документальное кино лишь то, которое производит сам телевизионный канал. Но это часто нельзя даже считать документальным кино, потому что оно форматное, а не авторское.

Я смотрю, просто быть режиссером документального кино вам мало. Вы возглавили киностудию «Русский путь». Там снимается не только ваше кино, но и фильмы ваших собратьев по документальному творчеству. Создали киноклуб, где проходят сеансы документального кино. Возникает фестиваль «Русское Зарубежье», вы учреждаете медаль имени Михаила Чехова, которую уже получили Джоанна Мерлин, актриса и педагог, последняя прямая ученица Михаила Александровича, Никита Михалков, Сергей Юрский, Марина Влади, выдающийся итальянский драматург Тонино Гуэрра. Вы постоянно расширяетесь…

– Я не то, чтобы расширяюсь, я не люблю упираться в потолок. Отвечу словами героя моего фильма Андрея Поздеева: «Вот говорят, что выше потолка не прыгнешь, а я все прыгаю и не знаю, где этот потолок». Помимо студии, которая занимается производством кино, мы еще создали архив аудиовизуальных документов русской эмиграции в Доме «Русского Зарубежья» имени Солженицына. Наш фестиваль «Русское Зарубежье» посвящен проблемам русской эмиграции всех периодов. Безусловно, все эти дела требуют моего пристального внимания и кропотливого труда, но это, как говорится, уже поставлено на рельсы и работает без каких-либо сбоев. Поэтому мне хочется заняться еще чем-то. Думаю, это снова будет кино.

– А что происходит с вашим мюзиклом «Левша»?

– К сожалению, на мюзикл у нас пока нет денег. Работа приостановлена. Пресловутый кризис. Хотя я думаю, что мы сейчас доделаем саундтрек – выпустим пластинку мюзикла «Левша». Это в высшей степени талантливый материал Саши Шевцова, композитора и автора текстов.

– Вы гостили в Америке, смотрели их мюзиклы. Что вы вынесли из этой поездки, что поняли?

– Мне действительно было любопытно увидеть продукцию Бродвея, в частности, мюзиклы «Отверженные» по Гюго и «Мэри Поппинс». Конечно, это блестяще сделано с точки зрения технической, но некая механистичность все же присутствует. Я сделал главный вывод – мы ничуть не хуже. У нас есть прекрасные композиторы, замечательные режиссеры-постановщики, великолепные актеры... Единственно, культура производства у нас подкачала.

– Что сейчас стоит на очереди в вашей работе?

– В моих ближайших планах два фильма: одна картина о русских военных эмигрантах двадцатых – тридцатых годов, другой фильм о русско-французском сотрудничестве в годы Второй мировой войны. Рассчитываю обе ленты сделать к шестидесятилетию Победы.

– Как вы все успеваете?

– Главное – не сидеть на лавочке и сетовать на трудную жизнь, жалеть себя и других, а трудиться, работать, не покладая рук.

Галина ПЕРЕВЕРЗЕВА.

Военные игры Дианы Арбениной

Диана АРБЕНИНА и группа «Ночные Снайперы» устроила пресс-презенетацию своего нового альбома под названием «Армия 2009» в ЗКП «Таганский», а проще говоря, в секретном бункере, построенном на 65-метровой глубине по приказу Иосифа Сталина на случай ядерной войны. В советские годы бункер выполнял функцию узла связи. Сейчас же – это фактически музей, куда водят экскурсии.

– Диана, как пришло в голову устроить презентацию в таком месте?

– Хочу, чтобы этот день запомнился – место очень интересное, и с ним связано множество мифов. Хочу, чтобы наше поколение помнило историю страны, тех людей, кто отдавал жизнь за наше будущее. Мне самой интересно полазить по всем отсекам и посмотреть тоннель, который ведет к метро. Вся группа из пяти человек – в армии никто не служил – сегодня надела в первый раз шинели, и это только начало.

Чтобы попасть в святую святых, существует два варианта. Спуститься на лифте, который выдерживает только 60 кг, либо же выбрать пешую "прогулку", спустившись вниз на 18 этажей . Арбенину и компанию допустили в так называемый музейный блок, где находится и сам музей, и ЦБУ (здесь проходила пресс-конференция), пищевой отсек с полевой кухней и армейский кинотеатр из деревянных лавок на 100 человек. Здесь, на глубине, воздух порой даже чище, чем на поверхности, правда, немного пахнет сыростью. Сие экзотическое путешествие, по замыслу рок-певицы, стало неким экскурсом в прошлое, а также испытанием на прочность. Если честно, было немного страшновато, но Диана вместе с провожатым в военной форме Советской армии смело провела всю группу по отсекам. Бросилось в глаза множество атрибутики эпохи социализма и Великой Отечественной войны. Среди общественных и бытовых артефактов внимание привлекли плакаты, различные лозунги, знамена, мебель и даже автомат с газированной водой.

В отсеке "холодной войны" можно было примерить военную форму и противогаз, собрать и разобрать оружие, постучать на "ископаемых" печатных машинках, а также посидеть за столом, за которым когда-то сиживал сам Иосиф Виссарионович. После знакомства с музейными реликвиями нас пригласили в пищеблок, где барышня в военной форме накормила традиционной гречневой кашей с тушенкой, напоила чаем с хлебом и, конечно, налила фронтовые 100 грамм в заранее приготовленные «снайперские» стопочки.

А почему-то мне не досталась фирменная посуда и кашу положили в пластиковые тарелки, а не в алюминиевые миски, как полагается, – удивлялась немного расстроенная Арбенина. Но певица не растерялась и "приняла" положенную дозу прямо из фляги.

Выступая перед журналистами, Диана Сергеевна сказала:

Несмотря на то, что мы проводим презентацию в таком месте, название нашего нового диска не имеет к Вооруженным Силам никакого отношения. Мы отдаем дань нашим поклонникам, "снайперской" армии, которая вот уже 15 лет нам верит и прошла с нами весь путь. Именно их я имела в виду, называя так альбом.

Окончание экскурсии стало настоящим сюрпризом для всех, кто дождался этого момента. Мы представляли собой небольшую толпу людей которая потихоньку продвигалась по узким тоннелям. И вдруг, неожиданно для всех, погас свет, заревели сирены, повалил дым, и голос, похожий на исторический голос диктора Левитана, объявил о ядерном взрыве и смертельной опасности. Наш провожатый громко призвал всех бежать вперед. К счастью, кросс длился недолго, и скоро мы очутились в отсеке, где можно было перевести дух. Нам осталось только выбраться наружу, пропахав вверх 18 этажей. Вот такие военные игрища устраивают наши звезды... А что? Зато нескучно.

Пластинка «Армия 2009» будет выпущена не только на CD, но и на USB флешках и мр3-плеере.

Ольга ЛОСКУТОВА.

Фото автора.