Поиск по блогу

пятница, 3 августа 2018 г.

Тайна вензеля «А»

Текст: Александр Тислицкий

150 лет верно служит офицерам морякам русская морская сабля


Морская сабля


История любого старинного клинка — это всегда небольшое расследование. Когда в твою ладонь ложится рукоять старой сабли или шпаги, ты задаешься вопросом: а кто держал ее до тебя? Чью честь и жизнь защищала она? Наш рассказ — о русской морской сабле для боцманов и фельдфебелей образца 1858 года. С ней связана необычная история.


Четвертый сын


Согласно надписи, вырезанной на спинке клинка у эфеса, произведена эта сабля была на Златоустовской оружейной фабрике в 1872 году. Витая трехдужковая офицерская гарда, стилизованный клинок матросского абордажного палаша — такими саблями вооружался в те времена боцманский и прочий унтер-офицерский состав кораблей русского флота. 


А вот клинок сабли, действительно, приковывает взгляд. На одной стороне вытравлен якорь и растительный орнамент. На другой — вензель в виде буквы «А» под короной в таком же растительном орнаменте. Что за вензель, чей?


Имя его владельца нашлось в архивах. Им оказался последний генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович Романов. Он был четвертым сыном императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Великий князь родился 2 января 1850 года в Петербурге и прямо в день своего рождения был зачислен в гвардейский экипаж. Когда мальчику исполнилось восемь лет, воспитателем к нему был назначен капитан 1-го ранга Константин Николаевич Посьет. Этот моряк, путешественник, участник знаменитого плавания адмирала Е. В. Путятина в Японию на фрегате «Паллада» был личностью известной и многоуважаемой. Уже в 10 лет его подопечный Алексей Александрович впервые выходит в море. За 21 год службы великий князь провел в плавании под парусами 1772 дня — пять лет! 


В 1881 году он в возрасте 31 года, сменив своего дядю, крупнейшего реформатора отечественного флота, великого князя генерал-адмирала Константина Николаевича, принимает под командование русский флот, получив звание генерал-адмирала. Оно приравнивалось к званию генерал-фельдмаршала в сухопутных войсках. На своем посту Алексей Александрович пробыл 24 года — до своей смерти 1 ноября 1908 года. Историки по-разному оценивают его роль как военно-морского руководителя. Одни называют его опытным моряком, который делал все для развития флота. Другие напротив — далеким от нужд флота вельможей, озабоченным лишь любовью к путешествиям в Париж. Именно при его командовании императорский флот пережил самую большую трагедию — разгром русских эскадр в проливе Цусима. Генерал-адмирала еще при жизни называли одним из прямых виновников этого разгрома. И обвинение это не было беспочвенным. После Цусимы генерал-адмирал был вынужден уйти в отставку…


 


Награда для боцмана


Боцманская сабля с вензелем «А» принадлежала одному из унтер-офицеров паровой яхты «Стрела». Она числилась как личный корабль великого князя Алексея Александровича. В 1890–1891 годах на Луарской верфи французского города Нанта эта паровая винтовая яхта была построена по заказу морского министерства специально для генерал-адмирала. При водоизмещении 287 тонн и длине всего 56 метров она обладала хорошим ходом в 17,5 узлов. Семнадцать лет «Стрела» использовалась великим князем Алексеем Александровичем для походов по Балтике.


.......
Для продолжения чтения, пожалуйста, войдите под своей учетной записью или скачайте наше приложение (полный текст, аудио- и видеоматериалы, больше фото):





Подробнее...

Комментариев нет:

Отправить комментарий