Поиск по блогу

среда, 19 сентября 2018 г.

В Санкт-Петербурге готовятся к спуску субмарины «Кронштадт»

Согласно сообщению пресс-службы АО «Адмиралтейские верфи», 20 сентября на предприятии состоится торжественная церемония спуска на воду подводной лодки «Кронштадт» проекта 677, шифр «Лада», заложенной еще в 2005 году.


Напомним, что неатомные подводные лодки проекта 677 по замыслу командования отечественного ВМФ уже достаточно давно должны были прийти на смену дизель-электрическим подводным лодкам проекта 877, шифр «Палтус». Однако, судьба проекта 677 оказалась крайне непростой…


Рождение «Лады»


История проекта 677 началась еще в 1987 году, когда возникла идея постепенно заменить имеющийся в составе ВМФ СССР разномастный «букет» ДЭПЛ разных проектов подлодками одного, но зато нового проекта. Первоначально предполагалось, что «Лада» должна стать своего рода «эконом-вариантом» проекта 877. То есть быть более компактной и дешевой, чем «восемьсот семьдесят седьмая», что позволило бы строить «Лады» в больших количествах, чем «Палтусы».


Однако комиссия Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам отказалась финансировать разработку «подводного ширпотреба», после чего концепция ДЭПЛ проекта 677 заметно изменилась. Теперь «Лада» виделась генеральному конструктору ЦКБ МТ «Рубин» Юрию Кормилицыну, поддержанному главкомом ВМФ Владимиром Чернавиным, все так же меньшей по размерам, чем «Палтус», но куда более технически продвинутой.


Снижение, по сравнению с «Палтусом», надводного водоизмещения почти в 1,3 раза! Высокая степень автоматизации, позволяющая заметно сократить экипаж! Полуторакорпусная схема вместо двухкорпусной для снижения уровня шума! Всережимный главный гребной электродвигатель на постоянных магнитах! В перспективе — оснащение воздухонезависимой энергетической установкой! Противогидролокационное покрытие нового поколения «Молния»! Кормовое крестообразное оперение! Перенос передних горизонтальных рулей на ограждение для снижения помех работе гидроакустического комплекса (ГАК)! Установка виброактивного оборудования на виброизоляторы типа «ВИ»! Вооружение не только торпедами и морскими минами, но и противокорабельными ракетами! Средства обнаружения целей, целеуказания торпедам и ракетам — на полную дальность!..


Б-585 «Санкт-Петербург»
Б-585 «Санкт-Петербург»

В целом, коэффициент новизны «Лады» как инженерного сооружения должен был составить порядка 0,7. Все это должны были превратить «Ладу» в сверхсовременного, компактного, неуловимого и универсального «морского охотника». Если предыдущие «рубиновские» ДЭПЛ проекта 877 за уровень шума более низкий, чем естественные шумовой фон океана, на Западе мрачно называли «черной дырой», то «Лада» должна была стать минимум на 50% тише, чем «Палтус».


Желание получить неатомную суперсубмарину у нашего Флота оказалось столь велико, что проектирование «Лады» продолжалось даже после распада СССР. Правда, с учетом тяжелой экономической ситуации в стране, а также большого количества внедряемых в проект новинок, рождение облика новейшей ДЭПЛ давалось ЦКБ МТ «Рубин» очень непросто. Достаточно сказать, что техпроект «Лады» был утвержден лишь со второй попытки.


Мало того — при создании ДЭПЛ проекта 677 было отработано порядка 200 ОКР, из которых 130 смогли «прописаться» на борту субмарины. Головная ДЭПЛ проекта 677 (шифр «Лада»), получившая название Б-585 «Санкт-Петербург», под строительным номером 01570 была заложена на АО «Адмиралтейские верфи» 26 декабря 1997 года — более двадцати лет назад. Трудности с проектированием плавно перетекли в трудности с постройкой лодки, так что головную «Ладу» удалось спустить на воду лишь через 7 лет — 28 октября 2004-го.


Для сравнения укажем, что в советское время промежуток между закладкой и спуском на воду ДЭПЛ проекта 877 занимал всего 6–7 месяцев. В современной России для дальнейшего развития проекта 877 — ДЭПЛ проекта 636.3 (шифр «Варшавянка») — тот же временной промежуток составляет от одного года до трех лет.


Продолжение эпопеи


Но самое страшное началось после спуска «Санкт-Петербурга» на воду. Ценой стремления к максимальной новизне конструкции стало большое количество претензий к головной «Ладе». При этом стоимость разработки и постройки головной «Лады» стала вплотную подбираться к стоимости разработки и постройки атомной подводной лодки. Допустить, чтобы эта гигантская сумма безрезультатно «вылетела в трубу», ни ВМФ, ни ОПК не мог. Поэтому доделка и переделка «Санкт-Петербурга» шли в перманентном режиме параллельно с ходовыми испытаниями, что, конечно, сокращению сроков последних никак не способствовало.


Модель лодки проекта 677
Модель лодки проекта 677

Только в декабре 2005 года «Санкт-Петербург» завершил первый этап ходовых испытаний. Принятие лодки на вооружение планировалось сначала в 2006 году, но по объективным причинам сдвинулось на декабрь 2007 года, а затем и вовсе «съехало» на май 2010-го. Самое любопытное, что к тому моменту, когда были выявлены все «косяки» головной «Лады», на «Адмиралтейских верфях» уже успели заложить еще две ДЭПЛ проекта 677: Б-586 «Кронштадт» и Б-587 «Севастополь», позже переименованную в «Великие Луки».


22 апреля 2010 года был подписан акт о принятии Б-585 «Санкт-Петербург» вместе со всеми ее недостатками в опытную эксплуатацию ВМФ России. 8 мая 2010 года на головной «Ладе», ограниченно годной к несению боевой службы, был торжественно поднят Андреевский флаг. Летом 2013 года «Санкт-Петербург» действительно ушел на Север. Тогда же «Адмиралтейские верфи» возобновили достройку по откорректированному техпроекту Б-586 и Б-587.


«Доведение до ума» головной «Лады», а значит и всего проекта 677 в целом, затянулось на долгие годы. Только в июле 2018-го президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов решился объявить, что многострадальная Б-585 «Санкт-Петербург» наконец-то будет введена в состав ВМФ полноценно… до конца 2019 года.


После вышеописанной эпопеи хочется надеяться, что на ввод в строй Б-586 «Кронштадт» уйдет намного меньше времени, чем это было в случае с Б-585 «Санкт-Петербург». В противном случае дальнейшее строительство подлодок проекта 677 просто теряет смысл.


Фото автора.





Подробнее...

Комментариев нет:

Отправить комментарий